Софронов Григорий Петрович -

- родился 26 ноября 1922 года в деревне Вандыш Ленского района. В сентябре 1941 года, в возрасте 18 лет был призван в армию. Воевал на Северном Флоте в звании старший матрос. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Заполярья», «За победу над Германией». После войны жил и трудился в поселке Урдома. Умер 25.06.1980 года.

Софронов Григорий Павлович, Урдома, ВОВ.Боевой путь матроса
Мой отец, Софронов Григорий Петрович родился в д. Вандыш Ленского района Архангельской области 26 ноября 1922 года. Его маму звали Ульяна Петровна, а отца Петр Никитович Софроновы. В их семье было 9 детей.
В сентябре 1941 года, в возрасте 18 лет, Григорий Софронов был призван в армию. Первоначально проходил обучение в качестве курсанта-прожекториста в учебном отряде Северного флота на Соловецких островах. По окончании курсов был направлен на Северный флот в составе 5 отдельного артиллерийского зенитного дивизиона. Затем переведен в 326 отдельный прожекторный батальон электриком-прожектористом.
Отцу присвоено звание старший матрос. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Заполярья», «За победу над Германией». Демобилизован в 1946 году. С этого же времени поселился в Урдоме Ленского района Архангельской области на улице Южная, и трудился электромонтером на электростанции ж/д ст. Урдома. Умер Григорий Петрович 25.06.1980 года, похоронен в Нянде.
Папа вспоминал, как они работали в поле, к ним на коне прискакал деревенский мальчишка и вручил папе повестку. Как заплакала его мать. В Архангельске новобранцев погрузили на баржу и повезли – куда, никто не знал. Их баржа попала в шторм, у многих началась «морская болезнь», а у папы, как он смеясь рассказывал, наоборот проснулся аппетит. Так они оказались на Соловецких островах в учебном отряде Северного флота. Рассказывал, как по утрам на берегу Святого озера делали зарядку и пробежку. Восхищался красотой Соловецких островов.
Военный билет, Софронов ГП,Урдома, ВОВ (1)

Военный билет, Софронов ГПВоенный билет, Софронов ГП,Урдома, ВОВ (2)Военный билет, Софронов ГП,Урдома, ВОВ (3)

По окончании курсов был направлен на Северный флот. Первоначально их привезли в п. Ваенгу (ныне Североморск), а затем на полуостров Рыбачий. О войне папа рассказывать не любил, но очень часто вспоминал своего друга-сибиряка Пашку Шульгу. Говорил, как плохо по первости они были вооружены, только винтовки. И как прилетал фашистский самолет их бомбить, примерно в одно и тоже время, летел низко, видно было его лицо. Стреляли по самолету из винтовки, да куда там. И совсем другое дело, когда им дали пулемет, самолет прилетать перестал. С гордостью рассказывал о своей прожекторной установке РАП-500. Боевая тревога! Звучала команда «ЛУЧ»! И начинался бой. С помощью прожекторной установки папа освещал ночное небо, выхватывая фашистские самолеты, которые летели бомбить город Мурманск и морской порт. И держал самолет в луче света до тех пор, пока наши зенитные установки не собьют его. «Только клочья от самолета летели» — вспоминал папа. Так первой медалью «За боевые заслуги» он был награжден за сбитый вражеский самолет. Вспоминал своего командира, называл его «Лейтенант». Однажды зимой во время боевой вылазки (одеты были в масхалаты, на лыжах) попали в жуткую метель. Пришлось остановить движение, залечь. Так вот, командир периодически обходил каждого, тормошил и приказывал: «Не спать! Замерзнете!». Вспоминал, как заставлял их пить отвар хвои, чтобы не было цинги.

Вспоминал, как на фронт с концертами к ним приезжали: Лидия Русланова, пела свои знаменитые «Валенки» и Борис Чирков, пел песню «Крутится — вертится шар голубой». Были встречи и с англичанами и американцами, которые по ленд-лизу привозили в Мурманск продукты питания и технику. Один из них спросил: «Do you smoke?» (Ты куришь?) Деревенский мальчишка так и не смог понять, о чем его спрашивал американец.
После демобилизации папа жил и работал в Урдоме. Женился, у него родилось 3 дочери. На сегодняшний день у него 4-ро внуков и 4-ро правнуков.
У меня есть внук Теодор, он норвежец, сейчас ему 4 года. Эти воспоминания я пишу и для него, чтобы , когда он вырастет, он знал о своем героическом русском прадеде.
С 1981 года я живу в Мурманске. По осени ездим в сопки собирать грибы, и, глядя на голые камни, карликовые березки, думаешь – как же нашим отцам удалось выстоять, отбить врага, не сдать их любимый Мурманск (с ударением на букву «а»). Среди камней очень сложно вырыть окоп или блиндаж, спрятаться, все просматривается как на ладони! Где полгода полярная ночь.
Низкий поклон нашим ветеранам! Вечная Слава!
Бантикова (Софронова) Светлана Григорьевна, г. Мурманск, 03.05.2015 г.
Темы: