Галина Яковлевна ПИНЕГИНА

"Как переехали в Урдому, с мужем хозяйство развели - три козы, поросята. Хорошо жили, можно было дёшево крупу в леспромхозе купить. Пошла Галина Яковлевна работать в детский ясли-сад на станции. Тогда всех детей с перегонов брали на неделю, на выходной родители забирали их домой. Работала ночной няней, завхозом. До ста тридцати пяти детей ночевали в садике, за всеми присматривала. Воспитателю полагалось ночью спать четыре часа, а нянечке нельзя было. По очереди ходили в Нянду за молоком ребятишкам. Бидон был 10-ти литровый, машин не было".

Всю страну проехала, в Урдоме счастье нашла
ВРЕМЯ И СУДЬБЫ
На станционной стороне посёлка, в многоквартирном доме, живёт седовласая, статная женщина Галина Яковлевна ПИНЕГИНА. Язык не повернётся назвать её бабушкой, хотя правнуку Галины Яковлевны Сергею уже 20 лет. Чтобы узнать историю жизни урдомчанки, мы с Любовью Викторовной Чукичевой пришли к ней в гости.
Галина Яковлевна Пинегина (справа) с Любовью Чукичивой. Маяк от 30.09.2016.

Галина Яковлевна Пинегина (справа) с Любовью Чукичивой. Маяк от 30.09.2016.

Родилась Галина в многодетной семье Якова Петровича и Ирины Яковлевны Зиновьевых, на станции Волосово Ленинградской области, в марте 1926 года. Судьба распорядилась так, что у родителей были только девочки, а у папиного брата с женой родилось 11 мальчиков.
В 1939 году мама умерла, и через год отец взял в жены другую женщину. Началась война, новая жена бросила семью, но её бездетная сестра осталась с детьми. Работала она в буфете при станционном ресторане, и однажды принесла домой целый чемодан денег. «Неразбериха была страшная, — рассказывает Галина Яковлевна, — приближался фронт, бросали всё, уезжали». Отец велел выбрать крупные купюры, остальные выбросили, на эти деньги и изъездила девочка всю страну.
Отец и три старшие сестры ушли на фронт, остальная семья по Ладожскому озеру была отправлена в эвакуацию. Несколько машин на глазах Галины провалились под лёд, но её грузовик добрался до берега. Приехали в Вологду, младших сестёр забрали в детский дом. Женщина устроилась работать в пекарню, а Галя помогала ей носить воду. Сестра Шура, выйдя замуж за военного, жила в Ухте, работала учителем. К ней через какое-то время решила уехать и Галина. Спросила на станции, как доехать до Ухты, а оказалась в Магнитогорске. Пришлось идти в милицию, и хоть была без документов, там накормили, посадили в поезд до Котласа.
- Как же вас не отправили обратно? Никакой справки не выдали? — удивились мы.
- Много таких беглых тогда ездило, война ведь, — ответила Галина Яковлевна.
Поступила наша Галина учиться в училище в Айкино, по направлению работала обходчицей высшего разряда на станции Тыла-Йоль. Хлеба выдавали по 800 грамм, по карточкам немного рыбы, крупы, скудно, бедно жили. Мы заметили, что ягод, грибов было много в лесу, наверное, заготовляли на зиму. Но Галина Яковлевна рассмеялась: «Девчонки молоденькие жили, никто не научил, что можно грибы, ягоды собирать, да и посуды у нас никакой не было». Позже научились у красноголовиков срезать шапочки, подсаливать и жарить.
Вспомнила Галина Яковлевна, что когда жили уже на перегоне, ближе к Урдоме, привезли семьи «из-под немцев», в вагоне, прямо с коровами. Тогда и захотелось девушке завести своё хозяйство. В деревне Паламыш купила она козу, на станции попросила начальника помочь довезти до перегона, да что-то перепутал машинист и остановился в Тыве, а не в Тыла-Йоле, Пришлось хозяйке ещё 30 километров вести козу домой.
Второй путь железной дороги строили заключённые. На каждой станции были лагеря. Была она тогда не замужем, пять километров в обе стороны от перегона был участок её обхода.
- Однажды иду я с обходом, песни пою, вдруг из леса выходят два мужика, один постарше, другой молодой. Испугалась я, и песня уже не поётся. Старший меня успокоил, спросил, где просека на Суходол, ушли. Только я дальше пошла — молодой возвращается. Тут уж я совсем перепугалась, а он спички спрашивает. Рассказала, что спички в кармане плаща у пикетного столбика лежат. Так он и спички, и плащ унёс. Потом рассказывали, что поймали их. Милиции кругом много было, и в деревнях, и по реке, — рассказала нам этот эпизод из своей жизни Галина Яковлевна.
Оглядевшись, замечаем в комнате на шкафу в рамочках фотографии родителей и мужа Галины Яковлевны. — Пятьдесят семь лет прожили мы с Алексеем Фёдоровичем, ни разу меня матом не обругал, не пил, не курил. Работал бригадиром строительной бригады. Все дома по нашему участку железной дороги были им построены. Подначивали иногда мужики, мол, боишься своей Галины, а придёт выпивши, я ему слова не скажу. Деньги общие были, спросит иногда долг в магазин отдать, бери, говорю, — вспоминает женщина.
- А как вы познакомились, как свадьбу играли? — спросила Любовь Васильевна. — Когда в Урдому переехали?
Галина Яковлевна Пинегина с приемной дочерью Зиной. Маяк от 30.09.2016.

С приемной дочерью Зиной. Маяк от 30.09.2016.

- Алексей Фёдорович местный был, из деревни напротив Сойги, на этой стороне Вычегды. Ездил, строили дома, так и познакомились. Уписываться ездили в деревню Урдома, там сельсовет находился. Платье мне одна женщина шила, с юга они приехали, простое, ситцевое, на голове большая коса. Вечер собрали, весь околоток был. Дистанция пути гармониста дала, все молодые, весело было, — отвечает Галина Яковлевна.
Дали молодожёнам квартиру в Урдоме, да пока ждали тепловоз вещи перевозить, кто-то в подвал картошку засыпал. Пришлось ещё подождать. А уж в новой квартире Галина Яковлевна стала единовластной хозяйкой. В то время жилья не хватало, квартиры давали с подселением, в каждой комнате по семье. У Пинегиных жили «сиротки», как она их называет. Брат мужа не вернулся с войны, его жена утону¬ла, и Алексей привёл племян¬ников в свою семью. Вася во второй класс пошёл, а Зина на два года постарше. Родилась и своя дочь Надя. Всех вырасти¬ли, образование дали. Сейчас дочка со своей семьёй живёт в Сыктывкаре, каждый месяц приезжает маму проведать. Внучка Нина — заслуженный учитель, весь отпуск проводит у бабушки.
Как переехали в Урдому, с мужем хозяйство развели — три козы, поросята. Хорошо жили, можно было дёшево крупу в леспромхозе купить. Пошла Галина Яковлевна работать в детский ясли-сад на станции. Тогда всех детей с перегонов брали на неделю, на выходной родители забирали их домой. Работала ночной няней, завхозом. До ста тридцати пяти детей ночевали в садике, за всеми присматривала. Воспитателю полагалось ночью спать четыре часа, а нянечке нельзя было. По очереди ходили в Нянду за молоком ребятишкам. Бидон был 10-ти литровый, машин не было.
До сих пор в порядке содержит Галина Яковлевна большой огород, капуста, морковь, остальные овощи растут на загляденье. В теплице огурцы и помидоры. Заготовки хозяйка делает такие, что соседи приходят, берут.
- Люблю пироги, ватрушки печь, — признаётся хозяйка. — Раньше и вязала, и вышивала гладью и крестом, и подвесы выбивала на машинке. Дочь на дачу забрала вышивку размером метр на метр, в раму под стекло вставила. А научилась всё от людей.
Смотрели мы с хозяйкой фотографии, накормила она нас овощной икрой, вспомнили женщины, какая торговля шла на рынке у вокзала. Совхоз продавал овощи, молоко, сметану, творог. Поезда стояли по 15 минут, всё успевали купить. Праздники справляли большой компанией, Алексей Фёдорович на гармошке играл. Во дворе всегда детей много было. От переезда до вокзала ребятишки играли в «рюхи», качели большие мужики сделали. Кино ходили смотреть парами, через день новая картина.
Очень тепло отзывается Галина Яковлевна о людях, которые встречались в её жизни, многому её научили, свекровь жила у них последние три года. Может в этом секрет долголетия Галины Яковлевны Пинегиной?
Галина КЛИМОВА. Библиотекарь.
Фото автора и из семейного архива Г.Я. Пинегиной.
Материал подготовлен в рамках проекта Урдомской библиотеки

(статья из газеты «Маяк» от 30.09.2016 г.)

Темы: