Конево дело

"Принять спецпереселенцев это значит, как минимум, организовать их временное расселение и обеспечить продовольствием. А самое главное – построить для них целые поселки. В том числе на Шестом и в Нянде. И хотя руководством непосредственного строительства спецпоселков в Ленском районе в начале 1930 года занимался Котласский леспромхоз в лице местных лесопунктов, Ленский Райисполком обязан был обеспечить строительство и переселенцев продовольствием, рабочей одеждой, инструментом (пилы, топоры), стройматериалами (гвозди, скобы), печами и т.п."

«Конёво дело»

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
До конца 1930-х годов основной тяговой силой в производстве Ленского района были лошади. Без них не обходилось ни одно даже малое сельскохозяйственное или лесозаготовительное производство. Поэтому задачей Ленского райисполкома всегда было заблаговременное и пропорциональное перераспределение гужевой силы по конкретным объектам. Зимой-весной, например, это были лесозаготовки, а весной-летом – поля. Каждая единица была на счету.
И вот во время такого устоявшегося режима эксплуатации районной гужсилы, в Райисполком приходит известия о начале приема районом спецпереселенцев из других регионов страны.
30.01.1930 года выходит Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации». А через 2 месяца (1 апреля) в Ленский район прибыла уже партия из 1189 переселенцев. Этой же весной первая группа раскулаченных доставлена и в с.Урдома для переброски на р.Нянда. Только в начале 1930-х годов в Ленский район было завезено около 10 тыс. переселенцев. Это около половины численности населения всего района (Б.А. Угрюмов, 2010).
Принять спецпереселенцев это значит, как минимум, организовать их временное расселение и обеспечить продовольствием. А самое главное – построить для них целые поселки. В том числе на Шестом и в Нянде. И хотя руководством непосредственного строительства спецпоселков в Ленском районе в начале 1930 года занимался Котласский леспромхоз в лице местных лесопунктов, Ленский Райисполком обязан был обеспечить строительство и переселенцев продовольствием, рабочей одеждой, инструментом (пилы, топоры), стройматериалами (гвозди, скобы), печами и т.п. Сам же Котласский леспромхоз, согласно докладу ИНФО ОГПУ от 17.02.1930 г. в адрес Сталина о положении в стране, числится как наиболее отстающий по заготовке и вывозке леса.
Только представьте, что в наше время за полгода могут построить местные власти, пусть даже в плановом режиме. Разве что тротуары по всей Урдоме. Передовой Верхне-Лупьинский леспромхоз строил новое здание Урдомской средней школы 2 года, а Архангельская область с помощью Газпрома – 4 года.
Спецпоселки, конечно, не были настолько благоустроены. В каждом из них необходимы были склад, пекарня, баня, с десяток многосемейных бараков и подобное примитивное благоустройство. Но ведь их надо было построить без материальной помощи спонсоров, в отсутствие собственных резервов сил, средств и времени для мобилизации, в отдаленной бездорожной местности. Всего таких поселков не менее 10-ти на весь Ленский район.
И для заброски в непролазную глушь всего этого хозяйства нужны были лошади, много лошадей. А в районе – разгар вывозки заготовленного для государства леса. Оставить его на лето, значит отдать на съедение короедам и нарушить госплан, вывезти – сорвать заброску грузов в спецпоселки.
Вот в такой непростой обстановке весной 1930 года оказалось руководство Ленского района, население и прибывающие спецпереселенцы.
Текст переписки от 8 апреля 1930 года между Председателем Ленского Райисполкома Семенова (с.Яренск) и представителем власти Северо-Двинского округа Северного края (ГААО: ф.1831, оп.1, д.291, л.л.63,63об):
«15 часов 8-го апреля. 1930 г. Прямой провод. У аппарата Шетинин, Тарасовский, Шамахов, Семенов.
СЕМЕНОВ. – Телеграмма № 2152 от 7/04 за подписью Передерий Второго предлагается лошадями Ленского района обеспечить доставку груза из Котласа. Считаем это распоряжение бюрократическим. Округу известно, что лошадей в Ленском районе свободных нет. Поголовно все используются на переброске груза: из Яренска в места поселений, на вывозке заготовленного леса, на вывозке крестьянского сена с затопляемых мест.
Обещаний о помощи лошадями из других районов округ не выполнил. Дорога катастрофически портится. В поселки из расчета на 3 месяца не заброшенно в тонах: Муки 95,367. Рыбы 32,599. Крупы 9,899. Соли 38, сена-овса – 10. Рыбы, крупы, соли, мыла, напитку в Яренске недостаточно. Переселенцам совершенно нет кожтоваров, во время весны 50% будут неспособны к работе. Лаптей потребное количество на месте заготовить не можем. Наблюдается безобразная халатность со стороны Котласской базы: вместо да зарезу нужных продуктов, инструментов шлют теплые тужурки и на 9 подводах ламповые стекла.
Строительство двигается безобразно медленно, не начато строить еще ни одного постоянного дома. Работают на строительстве складов, пекарен и временных жилищ. Строительных материалов нет совершенно, Котлас не забрасывает. Инструментов – топоров, пил и т.д. не достает, по количеству наличия трудоспособных переселенцев 70%. Леспромхоз телеграфирует, что выслано, а Яренску не поступало до сих пор. Вывозкой леса угроза тракторной базе керосину на 2 дня. 30 бочек идущих в Яренск Слободчиковский прораб задержал лошадей, тоже с другими грузами – воздействуйте. Землеустроительных партий не прибыло.
Церковь в Урдоме не принята утверждение Окрисполкома нет почему и было отказано ломать колокольню население выносило решение использования под школу – как поступить. Обуви из кожи для л-сплава нет. Снасти, лодки на первоначальный сплав на Яренском участке в большинстве речек заброшено, продукты за исключением части сухарей также заброшены.
Ждем у аппарата о перспективе заброски из Котласа и установке в дальнейшем.
УСТЮГ – АЛУФЕРОВ – Телеграмма Передерий от 2-го известна не была. Вам передавал через Вилядь лошадей, оставте в районе для заброски продовольствия. Заброской из Котласа угроза ес… Лошадей прибывает мало 6-го Райисполком которые обязаны дать Котлас лошадей категорически приказ очередность грузов подлежащих заброске устанавливается особой комиссией Котласа. О тех безобразиях которые Вы сообщили будет сегодня сообщено Котласу. На основные вопросы ответ получите телеграфом. Все Алуферов.
ЯРЕНСК – Без реальной помощи подводами из Котласа продукт для поселения обеспечены не будут. Товаров нет. Ставим об этом в известность.
УСТЮГ – Лошадей дать не откуда не сможем, придется обходиться своими, частично если позволит время используйте прибывшие из Котласа т.е. чтобы они довезли до мест назначения.
ЯРЕНСК – Время не позволит. Так и делаем.
УСТЮГ – Повторяю, что лошадей дать невозможно. Вопрос: можно ли снять с лесозаготовок, как с вывозкой, прекратили ли рубку.
ЯРЕНСК – Рубку прекратили, все брошено на вывозку. Сводка телегр… Наше мнение – с лесозаготовок снять нельзя.
УСТЮГ – Но лошадей дать из других районов не можем. ВСЕ.»

(статья из газеты «Вечерняя Урдома» от 30.06.2017 г. С.И.Якимов)

На лесозаготовках, 1930-е года. "Маяк" от 11.09.2015.

На лесозаготовках, 1930-е года. «Маяк» от 11.09.2015.

Темы: