27-й год в стройучастке

Воспоминания Александра Васильевича Губкина, мастера Урдомского строительного участка стройуправления треста «Котласлес» о своем детстве, о строительстве поселка Первомайский, начиная с 1954 года, и поселка Железнодорожный Урдомской УЖД.

Рукопись, составленная Губкиным А.В. при участии Угрюмова О.А., хранится в Яренском краеведческом музее.
Вот текст рукописи.
Губкин Александр Васильевич - строитель Первомайки. Воспоминания от 1981 г. изданы в газете Вечерняя Урдома от 25.08.2017 и 01.09.17.

Губкин Александр Васильевич — строитель Первомайки. ВУ от 25.08.17.

Родился 30 октября 1931 года в глухой маленькой деревне, состоящей из 20 домов в Подосиновском районе Кировской области, в семье крестьянина. В возрасте 7 лет остался без матери (мать умерла во время родов). Кроме меня у отца осталось 2 моих сестры 3-х и 12-ти лет. В дом пришла мачеха, через год в семье появился еще один братик. Отец работал в колхозе счетоводом, а мачеха в колхозе на общих работах. Жили бедно, из домашних животных держали 1 корову.
Старшая сестра ходила в школу, которая находилась на расстоянии 7 км, а мне пришлось быть за няньку. При окончании 4-го класса старшая сестра вынуждена была бросить школу, так как не было одежды и обуви для посещения школы. А в 1941 году началась война, жить стало еще труднее. В школу ходили не только я, а все мои сверстники кто в чем – в разном рванье. До больших заморозков босиком, а потом лапти, калоши, опорки и залатанные отцовские пиджаки. Сумки для книг шили из холстины или делали ящички из досок. Для выполнения уроков и в классе, и дома не было ни чернил, ни тетрадей. Приходилось писать кто на чем. Шли в ход старые брошюры, книги, разные бланки. А чернила сначала делали из карандашей, а потом из лесных (волчьих ягод). Для того чтобы легче было преодолевать расстояния 7 км в школу зимой все ходили на лыжах. Лыжи изготавливали сами из досок. Палочки березовые. Керосина не было, освещались лучиной. Но, несмотря на все трудности, которые преподнесла война, успеваемость в школе была хорошая. В 1943 году я закончил 4-й класс с Похвальной грамотой.
А дальше было не до учебы.
Не было одежды, обуви, питания. И нужно было помочь мачехе зарабатывать трудодни, работать в поле и на огороде. В связи с войной поля обрабатывать было некому – мужчины на фронте, подростки и девушки на трудовом фронте – зимой лесоповал, а летом лесосплав. Из трудоспособных в деревнях были семейные женщины и старики. Хлеба у колхозов не было. Мы же мальчишки помогали взрослым работать в колхозе чем могли: помогали пахать, бороновали, развозили навоз, сгребали сено, убирали и молотили хлеб. А после работы в поле дома терли картошку и пекли лепешки, чтобы наполнить желудки себе и детишкам.
Хороших лошадей из колхоза забрали на войну. Для того, чтобы вспахать приусадебные участки, приучали быков и коров вместо лошадей. А иногда собирались 7-8 женщин и таскали плуг вручную. Быки в возрасте 2 лет являлись основным тяглом в колхозе. На них пахали, бороновали, возили все грузы. А для того, чтобы они были более послушными, в ноздрю им вставляли металлические кольца, а за кольцо привязывали вожжи. На таком бычке мне пришлось возить молоко на маслозавод на расстояние 10 км ежедневно в течение 2-х лет.
Кончилась война, шел 1948 год. Но условия жизни в деревне долго не улучшались. Так как во время войны земля обрабатывалась и удобрялась плохо, урожаи были плохие. Лошадей было мало, мужчин мало. Трактор колесный 2 шт. были на весь сельсовет. В то время пришлось мне поработать бригадиром полеводом. Трудностей испытал.
Когда исполнилось 18 лет, в обязательном порядке был отправлен – на лесоповал зимой, а летом лесосплав по реке Юг.
В 20 лет был призван в армию. За время моей службы в армии скончался отец, который болел после фронта. Старшая сестра переехала в Урдому вышла замуж, позднее и вторая сестра. Я после демобилизации приехал к сестрам на побывку, да так и остался в Урдоме.
В то время в 1954 году начинал свое существование пос. Первомайский МДО-17. Требовались рабочие разных профессий. На это стройку я и оформился в качестве плотника. Заключил трудовой договор на 2 года, получил подъемные 1000 рублей. На эти деньги приобрел себе одежду для первой необходимости. Так как кроме солдатского обмундирования у меня ничего не было. В течение 10 месяцев жил у старшей сестры, которая жила и работала на водокачке. Специальность плотника мне давалась легко, так как каждый мужчина, выросший в лесной деревне, должен свободно владеть плотницким инструментом, без этого там не обойдешься.
На месте будущего поселка Первомайский стоял глухой лес. Его начали вырубать и следом вести строительство щитовых домов. Поселок начал свое развитие с улиц Октябрьской и Молодежной, позднее улица Центральная, Мира и другие. Рабочих рук требовалось много, а жилья еще не было. Рабочие жили кто где – у родных, знакомых или в бараке, который находился в пос. Нянда. Там спали на голых топчанах, нарах.
Техники сначала тоже было мало. Были газогенераторный трактор 1 шт., газогенераторная а/машина 1 шт., трактор С-80 без кабины 1 шт. и лошади 2 шт.
При закладке фундаментов под дома вручную убирали пни, которые мешали. Копали ямы и устанавливали деревянные обожженные стулья (столбы). Детали щитовых домов поступали с Шангальской лесоперевалочной базы в ж/д вагонах (коробках), их выгружали на землю при помощи накатов и веревок, затем грузили на тракторные сани и С-80 подвозил их к месту монтажа. Детали были громоздкие, тяжелые, осенью полные влаги, а зимой льда. Щиты стен одного дома бригада, состоящая из 6 человек, собирала за 1 день. Нормальные заработки плотника в то время считали 25 руб. в день (старыми до реформы).
Первым начальником на участке был Степырев Иван Николаевич. Он был за начальника, механика, мастера и завхоза. Потом в щит. доме оборудовали контору участка, прислали нового начальника и укомплектовали весь состав ИТР участка.
В 1956 году получили разнообразную технику. Получили первую а/машину ЗИС-150, а/кран, самосвалы ГАЗ 3 шт., 2 бульдозера, 1 экскаватор, эл. станцию ПЭС-60, паровозик и мотовоз. Начали строительство УЖД. В ту пору было собрано около 50 щит. домов, хотя они были полностью не отделаны, нов опрос с жильем был решен. Я тоже получил квартиру в щит. доме и вскоре женился.
С эл. освещением поселка вопрос решался трудно в течении года, так как не было проводов ни внутренних, ни наружных. По столбам натянули стальную проволоку диаметром 5 мм. Она вся провисла и при малейшем ветре или дожде замыкало и эл. станция выключалась. Для такого случая у каждого жителя наготове была керосиновая лампа или свеча. Свет в нормальную погоду подавали до 12 часов ночи и утром с 6 часов. Сначала эл. энергию давали от локомобиля, потом трактор С-80. С получением ПЭС-60 дело улучшилось, так как она была новая, перебоев в эл. снабжении стало меньше.
Плохо обстояло дело с дорогами и улицами. Кругом перемешанная грязь по колено, без помощи трактора летом и осенью а/машины проехать не могли. Тротуаров вообще не было.
Из-за плохого снабжения стр. материалами и инструментами план строительства участок не выполнял. Изыскивали местные материалы. Гвозди рубили из проволоки, бывшие в деле выправляли и употребляли 2-й раз. Паклю заменяли мхом. При оштукатуривании стен в домах дрань кололи из сосны, как лучину, а вместо алебастра пользовались глиной. Шпалы для УЖД в лесу на месте укладки вытесывали из бревен. Установили в лесу временную шпалорезную установку, на которой выпиливали брусья для строительства: столовой, хлебопекарни, 1-й конторы ЛПХ-за. Все это требовало больших дополнительных затрат. Поэтому участок допускал большой перерасход зарплаты. Стали задерживать выдачу зарплаты на 1 месяц и больше. Для пропитания рабочих выдавали авансы по 5-10 рублей. По этой причине началась текучка рабочих и частая замена начальников участка.
В 1958 году в поселке начали строительство зданий из брусьев своего производства. Сначала построили столовую, хлебопекарню, контору ЛПХ-за и начали строить брусковые дома. На стройке появились эл. инструменты, бензопила «Дружба».
А в моей семье дочь и сын. В это время было в моде строить свои частные дома. Я тоже затеял строительство. Взял ссуду, купил лесоматериалы и за 2 года с женой построили себе домик.
А в апреле 1959 года по производственной необходимости мне предложили поработать в должности мастера по строительству. Я дал согласие. Сначала было трудновато, не хватало житейского опыта, знаний. Вдобавок были и трудные рабочие, которые портили настроение, мешали работать. Но мое упорство и настойчивость победили. Работать стало полегче. Но времени эта работа требовала очень много. Приходилось ежедневно работать по 12 часов, а в летнее время и без выходных. Потому что летом на моем участке работало много школьников, которые хорошо помогали в выполнении плана строительства. Они работали и в воскресение, а за ними нужен был досмотр. Добавилось забот при отделке объектов в зимнее время (клуб, депо, 8-квартиные дома). Везде устанавливали печи времянки и делали всевозможные обогревы ночами. Приходилось ходить проверять ночами.
В это время начальником участка был Гардт Вильгельм Александрович – пунктуальный и требовательный товарищ, который строго требовал с нерадивых и поощрял достойных рабочих.
При строительстве Первомайской школы 1963 г., в которой очень нуждался поселок, строительное дело было так хорошо налажено, что ее, не смотря на все трудности с материалами и рабочей силой, построили за 11 месяцев. Были организованы: двухсменная работа отделочников, воскресники, на которых активно участвовали родители, учителя и дирекция леспромхоза во главе с тов. Ткаченко Юрием Ивановичем. В новую школу в 1 класс пошла учиться и моя дочь.
Продолжение в следующем номере газеты

(опубликовано в газете «Вечерняя Урдома» от 25.08.2017 г.)

Продолжение. Начало в предыдущем номере газеты
Губкин Александр Васильевич - строитель Первомайки. Воспоминания от 1981 г. изданы в газете Вечерняя Урдома от 25.08.2017 и 01.09.17.

Губкин Александр Васильевич — строитель Первомайки. ВУ от 01.09.17.

В 1965 году плановое строительство жилья в поселке Первомайский шло к завершению. Обстановка требовала строить новый поселок в 36 км от Урдомы в глубокой тайге. Который ныне носит имя Железнодорожный.
В феврале месяце 1965 года мы с тов. Гардт В.А. по трассе УЖД добрались до места будущего поселка. А там стоял глухой лес. Прошли по будущему поселку лесом на лыжах, сделали необходимые ориентиры для будущей улицы и приняли решение строить в 1-ю очередь магазин на 2 рабочих места и всё благоустройство около него. А 25 февраля 1965 г. бригада плотников 6 человек и я с ними выехали туда для начала строительства поселка. При помощи бульдозера на тракторных санях завезли товарный узкоколейный вагончик. Сложили в нем кухонный очаг и стали в этом вагоне готовить пищу и отдыхать в ночное время. А днями вырубали лес под будущую стр. площадку, потом строить.
Пока дожили до лета трудностей было много. Спать было холодно, хотя печь топили по очереди всю ночь. В сильные морозы волосы у спящих примерзали к металлическим частям вагона. Негде было высушить одежду и обувь, у печки места не хватало. Не было воды поблизости, приходилось воду доставлять за 1 км. Но ребята все были молодые, здоровые, трудностей не испугались. Дожили до весны, а там стало теплее и веселее.
Построили помещение магазина, рядом выкопали питьевой колодец. Перебрались в магазин жить, поставили койки, столы, оборудовали кухонный очаг. Жить стало удобнее. После строительства магазина начали строительство шестиквартирных домов. Строительство их осложнялось тем что в зимнее время недостаточно завезли стройматериалов. А в летнее время ни на чем не проехать, так как путь УЖД не был доведен до поселка на расстояние 3 км. Дальше путь проходил через топкое болото и ручей. Поэтому мелкие строительные материалы: гвозди, толь, краски и продукты через болото носили на плечах все лето 1965 года, пока через болото построили УЖД.
Не смотря на все вытекающие трудности, за лето 1965 года были построены 3 штуки шестиквартирных домов. А осенью их начали заселение жильцами. В одном из них сделали общежитие строителей, а два дома заселили семейными рабочими – строителями и рабочими лесопункта.
В помещение типа землянки установили маленькую электростанцию, которая обеспечила начинающий поселок эл. энергией. Помещение магазина передали в распоряжение ОРСу, где был открыт магазин продуктовый и котлопункт для обслуживания рабочих.
Одновременно решался вопрос со строительством бани и хлебопекарни. В построенном помещении хлебопекарни временно открыли начальную школу. В 1-м классном помещении располагалась вся начальная школа. В которой первую зиму 1965-66 гг. училось всего 7 учеников. К тому времени я переехал на данный поселок всей семьей и мой сын пошел в школу в 1-й класс, а дочь в 3-й класс. В помещении хлебопекарни был открыт красный уголок и установлен телевизор «Сигнал».
За 5 лет работы строителей на пос. Железнодорожный были построены все необходимые сооружения, требующиеся для нормального жытья рабочих. В том числе детский сад-ясли, школа, клуб с центральным отоплением, эл. станция, мотовозное депо, столовая, склад для ОРСа и жилые дома более 90 квартир.
Не смотря на отдаленность поселка, трудности в снабжении, отсутствие транспорта и дорог, отсутствия постоянных кадров, поселок успешно справлялся с планом строительства. Все вводимые объекты сдавались государственной комиссии в срок и с хорошими оценками.
В 1970 году строительство поселка шло к завершению. Я со своей семьей переехал обратно на п. Первомайский, где пришлось осваивать новинку в строительстве жилья – монтаж домов из арболита. Одновременно вели кап. ремонт хлебопекарни, столовой и жилых домов.
В 1975 году руководство стройуправления высоко оценило мой труд, представив меня к награде орденом «Знак почета». За 17 лет моей работы в должности мастер, ст. мастер, прораб не получался регулярный отдых. А отпуска приходилось пользовать осенью, зимой. Все это плохо складывалось на моем здоровье.
А в 1977 году по рекомендации врачей я перешел работать в рядовые рабочие. Работаю в том же стройучастке с непрерывным стажем 27-й год.
За время своей работы пришлось немало заниматься обучением рабочих специальностям, как молодежи и прибывших по орг. набору. При расставании с такими рабочими они всегда говорили спасибо за оказанную помощь в овладении профессией.
/подпись имеется/
Олег Александрович здравствуйте. Получил ваше письмо. Попробую ответить на ваши вопросы.
1. За годы работы в должности мастера, прораба я строил свой распорядок дня таким путем – выходил на работу в 7 часов, уточнял запас наличия стр. материалов на объектах и планировал расстановку рабочих на день, исходя из наличия стр. материалов и погодных условия. В 8 часов, закончив расстановку рабочих по раб. листам, занимался обеспечением стр. объектов стр. материалами, инструментами прозапас наследующие дни. Затем контролировал на объектах технологию ведения стр. работ, соблюдение производственной, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и пожарной безопасности. В конце смены принимал у рабочих выполненные работы и уточнял остатки материалов.
После этого все мастера собирались в контору участка для вечерней планерки. На которой обсуждались результаты работы за день и планировали расстановку механизмов и рабочих на завтра. Планерка кончалась в 18 часов. А после этого работа с бумагами – нужно отметить табеля выходов на работу, записать в журнал учета объемы выполненных работ и выписать наряд задания на предстоящие работы.
И так рабочий день получался с 7 часов до 19-20 часов. Вдобавок ночные проверки работы истопников и вечерние выгрузки стр. материалов из вагонов ж/дороги.
2. Для создания бесперебойной работы на стр. объектах узким местом было отсутствие хороших дорог и нехватка проходимых механизмов для подвозки стр. материалов. Один трелевочный трактор до 1970 года служил главным транспортом для перевозки длинномерных, мелких и сыпучих грузов. А о трудностях при выполнении земляных работ говорить не будем. Их было достаточно. И всегда в трудный момент выручали ломы, лопаты, носилки, ведра.
3. В 60-е годы на стройке работало много рабочих только что освободившихся из заключения. За которыми требовалось особое наблюдение, в смысле качества работ и трудовой дисциплины. А у них был повышенный спрос к деньгам. Они старались получить побольше зарплаты любой ценой. Для этого шли на обман мастеров, угрозы в адрес мастера и подхалимаж. В ответ на это я становился более строгим и требовательным и в большинстве случаев такие рабочие входили в нормальную колею.
4-й вопрос. О строительстве Первомайской школы. Об этом я уже писал. Еще могу добавить, что механизации на этом объекте не было. Все работы выполнялись вручную. Торжественного открытия школы тоже не было, не помню по какой причине. Рабочих, которые строили школу, в участке осталось мало 2-3 человека, остальные повыходили на пенсию или выехали из поселка. Много потрудились на строительстве школы ныне пенсионеры: Бабаев Ф.Л., Арбатов Н.Г., Калинин Н.Т.
5. Вопрос о клубе. Да, вы правы, в 1959 и 60 году клуб размещался в здании, которое впоследствии использовалось под магазин «Березка». Ввиду того, что щитовой дом № 9 по ул. Молодежной не был приспособлен для просмотра кинофильмов и его пожарники закрыли.
До свидания, к сему /подпись имеется/ 25.04.1981.
Ответ на ваши вопросы.
Сразу после демобилизации из армии приехал в Урдому, т.к. в колхозе близких родственников никого не осталось. А в Урдоме жили 2 родных сестры. До службы в армии я в Урдоме не был. Сестра в Урдоме жила и работала на водокачке. Приехал я в Урдому в солдатской форме и кроме ее у меня никаких вещей не было.
Через 2 недели со дня приезда из армии устроился на работу в Урдомский прорабский участок (МДО-17). Об очередности строительства я описал в тетради. Первый магазин в пос. Первомайский был открыт в щит. доме № 16 по ул. Молодежной осенью в 1955 году. По этой же улице был открыт Красный уголок, тоже в щит. доме № 9. Который существовал до открытия клуба в 1960 г.
Строительство бани тянулось до 1959 года, пользовались баней на ст. Урдома. В то время в 1954-1956 год техники на строительстве было мало, все работы выполнялись дедовскими способами – вручную. Даже пож/водоемы емкостью на 140 куб.м копали зимой вручную. Валка и раскряжевка леса производилась поперечными пилами.
Конец воспоминаний А.В. Губкина.
Материалы воспоминаний А.В. Губкина, хранящиеся в Яренском краеведческом музее, состоят из 12 листов рукописного текста одинакового почерка, на обеих сторонах каждого листа (кроме последнего) ученической тетради в клетку, и одной черно-белой фотографии с изображением Губкина А.В. без даты. Из них: первые 9 листов составляют рассказ-воспоминания без оглавления и даты, подписанные Губкиным А.В.; 2 листа ответов на вопросы Угрюмова О.А., подписанные Губкиным А.В. с датой 25.04.1981; 1 лист ответов на вопросы без подписи и даты; надпись к фотографии: «Ал-др Вас. Губкин, п. Урдома, мастер, прораб Урдомского прораб. уч-ка. Рассказывает о строительстве пос. Урдома, начиная с 1954 года и о стр-ве пос. Железнодорожный».

(опубликовано в газете «Вечерняя Урдома» от 01.09.2017 г.)

Темы: