Об устранении санитарных беспорядков

Так в середине прошлого века в наших населенных пунктах называлась общественное мероприятие по уборке территории поселков от мусора. Оказывается, традиция урдомских субботников имеет вполне себе глубокие корни.

В 1930-40 годах под участками Вандышского мехлесопункта (леспромхоза) понимались не только постоянные населенные пункты такие, как поселки Вандыш, Нянда, Старая Ель, Новая Ель, имеющие административные здания, магазины, бани, медпункты, клубы (или красные уголки) и даже школы, и где жили семьями, но и, как сейчас говорят, вахтовые – Суропья, 6-ой поселок, 30-й, 40-й, 41-й, 42-й кварталы, Егуш, в которых, как минимум, стоял один барак или изба, а, как максимум, еще и пекарня, баня, красный уголок. В последние рабочие обычно приезжали на работу без семей и на определенный период.
И если на вахтовых пунктах оборот бытовых отходов, скорее всего, был произвольным, и не особо обременял их жильцов, то в полноценных поселках отходы для временного хранения, естественно, собирались у каждого жилого дома (барака). Понятно, что пункты сбора отходов были примитивными (отхожие места, помойные ямы), поэтому весной, безусловно, они давали о себе знать, и игнорировать их было бесполезно.
В 1929 году с появлением в стране леспромхозов они были наделены широкой государственной властью по благоустройству подведомственных им населенных пунктов. И в этом смысле представляли собой государство в государстве. Вандышский механизированный лесопункт (а он согласно его печати имел статус леспромхоза) реализовывал данные полномочия путем издания приказов за подписью начальника леспромхоза. В том числе, и приказов по наведению санитарного порядка. Но не везде, в частности, ж/д станция Урдома не была подведомственна ему.
Сохранившийся в Ленском муниципальном архиве Приказ по Вандышскому мехлесопункту треста «Котласлес» от 17.04.1943 года, подписанный директором Шульман, без купюр доносит до нас порядок очистки поселков этого леспромхоза от нечистот – самовывоз, за пределы поселка. Сейчас такой способ выглядит преступно. Но тогда незначительность образующихся объемов отходов и их состав (в основном органические, без пластика) не представляли такой общественной опасности. Зато мы теперь знаем, как зародилась традиция:
«Приказ № 47 по Вандышскому МЛП треста «Котласлес» от 17.04.1943 г.
На всех участках Вандышского леспромхоза с момента наступления весны наблюдается санитарный беспорядок, около жилых помещений имеется масса всякого мусора, который своевременно не убирается, точно так же все отхожие места, помойные ямы и прочее полностью заполнено.
Для устранения вышеуказанных санитарных беспорядков приказываю:
1. Начиная с 17 апреля произвести полную очистку территории участков от навоза и мусора, полностью разгрузить все помойные ямы и уборные, все нечистоты вывезти за пределы поселков.
Производство данных работ закончить к 25 апреля 1943 года.
2. Ответственными за выполнение данных работ по санитарии и соблюдение в дальнейшем правил санитарного состояния поселка назначаю: по участку Нянда завхоза тов. Парфиновича, по участку Ель завхоза тов. Семьдянкина, по участку База завхоза тов. Крыгину Нину.
Очистка территории производится непосредственно жителями населяющими данный барак.
Нач-к Вандышского МЛП /подпись имеется/ Шульман»
(Источник: ЛМА ф.165, оп.2, д.9, л.21, 21об)

(статья из газеты «Вечерняя Урдома» от 15.09.2017 г. Якимов С.И.)

Темы: