Вандышская династия Меньшиковых

"У Прокопия Александровича Меньшикова пять сыновей, и все пошли в отца. Сорок лет не расстается он с трактором, только в войну - менял на танк - и дети стали механизаторами: токарями, слесарями, шоферами. Как сойдутся теперь все вместе, один и разговор, что о технике да о машинах"

Наследники

Меньшиков Прокопий Александрович, Вандыш. "Маяк" от 09.08.1969. "Наследники", авт. Б.Угрюмов. Фото В.Перфильева.

Меньшиков Прокопий Александрович, Вандыш. «Маяк» от 09.08.1969. «Наследники», авт. Б.Угрюмов. Фото В.Перфильева.

У Прокопия Александровича Меньшикова пять сыновей, и все пошли в отца. Сорок лет не расстается он с трактором, только в войну — менял на танк — и дети стали механизаторами: токарями, слесарями, шоферами. Как сойдутся теперь все вместе, один и разговор, что о технике да о машинах.
Прокопий Александрович всю жизнь с металлом — сыновья тоже любят точить и сверлить. Чудесный подарок родителям прислал младший, Валерий, из армии — макет пушки. Маленький блестящий, сделан искусно, с большим мастерством, с тщательной отделкой деталей. Тут же хранится и другой, от старшего сына, Вениамина, — макет Кремля. Подарки такие, что гостю показать не стыдно.
У старого тракториста в заветной коробочке свидетельства о нагрудных значках, орден Трудового Красного Знамени, у молодых — Почетные грамоты за добросовестный труд.
Работа не терпит суеты, и не привык отец бегать с места на место: начал в Речкинской тракторной базе, когда закрылась — перевелся в Вандыш и остался там. Дома или вблизи основались и сыновья: Виктор и Владимир в Вандыше, Вениамин в Урдоме, Николай в Витюнино. И никого не тянет на сторону. Главное — дали б новую машину. А работать, если нравится, хорошо и дома. Не искал Прокопий Александрович легкого пути в жизни. Немного осталось до пенсии, но, как бригадир-механик, каждый день в лесу. Предлагали переехать в Урдому — не решился. Вениамин работает в бригаде техобслуживания токарем по пятому разряду. Тоже предлагали работу в поселке, в мастерских — не согласился.
Увлечение техникой у Меньшиковых пришло в детстве. Рождалось по-разному: у одних в памяти гвозди в стене, шитье мешков для кубиков — «горючее» газогенераторного трактора; другим больше запомнилось катание на списанной и восстановленной отцом машине. И одинаково — с протоптанной дорожки в гараж, где у трактора возился немного суровый с виду человек.
Начало нашей беседы с Прокопием Александровичем не отличалось теплотой. Конечно, по долгу гостеприимства он рассказал о себе, показал награды, поделки сыновей. Но все это проходило суховато, носило официальный характер.
Ледок недоверия растопился, когда речь зашла о работе, о лесе, о технике. О том, выгодна ли малокомплексная бригада, почему нет запасных частей и почему техника из года в год увеличивается, а выработка — нет. На газогенераторном тракторе за смену давали до 70 и более кубометров, а сейчас трактора сильнее, а выработка меньше. Только ли в лесе дело?
Больное место старого механизатора — отношение людей к технике. Одни машину любят, ухаживают за ней, берегут. Возьмите, например, Шевчука Александра Кирилловича. Есть свободное время — трактор осмотрит, подтягивает, мелкий ремонт на ходу делает. В бригаде и без него управятся. Зато трактор долго ходит. А иному только бы кубометры взять. И по поселку технику гоняют часто без толку.
Хозяйская забота о деле, умение видеть дальше того, что положено тебе по штату, отличают рассуждения Прокопия Александровича. Давно уже интересы лесопункта стали его личными и беспокоят не меньше, чем машины и тракторы. Хозяйский подход к работе, любовь к технике и объясняют, почему младшие Меньшиковы пошли по стопам отца.
Б. Угрюмов. На снимке: П.А. Меньшиков. Рядом — подарки сыновей. Фото В. Перфильева

(статья из газеты «Маяк» от 09.08.1969 г.)

Темы: