Что происходит с ненужными зданиями

"По словам главы администрации МО "Урдомское" Елены Смирновой, за счёт местного бюджета здесь убраны все аварийные объекты, за исключением дома на улице Седунова... Пытались продать пожарную часть, проводили оценочную стоимость объекта, выставляли на торги. Однако никого не заинтересовало наше предложение"

Маяк 06/10/2017

Несносные дома

Каждый день жители района набредают на заброшенные дома, некоторые живут рядом с ними. Подобное соседство — увы! — стало нормальным явлением.
Но можно ли от него избавиться?
Не попали под ковш
Что происходит с домами после расселения? По существующим правилам они должны быть снесены либо законсервированы. Однако эта работа проведена не во всех муниципальных образованиях района.
Возьмём, к примеру, Яренск. На улице Маяковского сразу три дома были расселены по программе переселения из ветхого и аварийного жилья — №13, 21 и 23. Первыми справили новоселье жители дома №13, и его снесли. Правда, почти половина мусора осталась на месте. Этот участок неоднократно выставлялся на продажу, но никто не изъявлял желание приобрести это место. Два других дома — №21 и 23 тоже давно расселены, однако аварийные «уродцы» до сих пор стоят среди вполне благоустроенных и ухоженных домов на этой улице, ожидая своей очереди на снос.
Их внешний облик и придворовые территории, заросшие кустарником, напоминают площадку для съёмок фильма-катастрофы. Выбитые стёкла и выломанные рамы, разобранные до основания печи… Складывается впечатление, что старые дома просто растаскивают на металлолом и стройматериалы. Соседство с такими домами вызывает тревогу у жителей дома №25.
- Наш дом тоже признан аварийным, — говорит его жительница Галина Цыгарова. — Однако мы продолжаем здесь жить. Но почему-то многие об этом не знают. Часто наблюдаем в нашем дворе неизвестных молодых людей, которые уже засматриваются на наш дом, чтобы что-то украсть. А заприметив жильцов, удивляются: «А что, здесь ещё люди живут?»
Жалуются на аварийные «деревяшки» и жители других домов на улице Маяковская:
- В заброшенных хибарках может случиться пожар, а огонь может перекинуться и на наши дома. А ещё видели бомжей, которые неоднократно захаживали в эти аварийные строения.
Эту информацию проверяли специалисты отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами районной администрации, глава Сафроновского поселения Ирина Чукичева, депутат МО «Сафроновское» Иван Куклин. Правда, никаких следов проживания бомжей в этих аварийных домах не было обнаружено.
Почему же не сносят эти дома? Такой вопрос мы задали властям.
- На балансе у нас стоит только дом №23, — сообщила Ирина Чукичева. — Территорию дома вместе с аварийным объектом выставляли на аукцион, но никто не изъявил желание приобрести её.
Дом №21 принадлежит районным властям.
- Понимаем, что снос — это важное условие расселения жителей из аварийных домов, — рассказывает исполняющий обязанности заведующего отделом архитектуры, строительства и капитальных ремонтов районной администрации Марина Васильева. — Проводили электронный аукцион и столкнулись с проблемой — отсутствие участников закупки, то есть не было желающих выполнить эту работу. Поэтому в этом году уже вряд ли снесём аварийное здание. Планируем эту работу в следующем году, весной вновь запустим аукцион.
Снести либо заколотить
Несколько домов было построено по программе переселения в Козьмино. Какова же судьба аварийных расселённых домов в Козьминском поселении? В местной администрации сообщают: два года назад снесены все пятнадцать «авариек».
А как обстоят дела со сносом нежилых аварийных объектов в Урдоме, где также активно реализовывалась программа переселения?
По словам главы администрации МО «Урдомское» Елены Смирновой, за счёт местного бюджета здесь убраны все аварийные объекты, за исключением дома на улице Седунова.
- На сегодняшний день опасения вызывают только бывшее здание пожарной части на улице Железнодорожная и здание детской школы искусств на улице Ленина, — говорит она. — Пытались продать пожарную часть, проводили оценочную стоимость объекта, выставляли на торги. Однако никого не заинтересовало наше предложение.
В местной администрации добавляют: в планах — изыскать средства на снос объекта. Это нужно сделать обязательно, поскольку здание давно стало привлекательным местом для сомнительных компаний.
Бывшее здание школы искусств тоже подвергается нападкам вандалов. Выбитые стёкла, выдранные плинтусы, поломанная мебель, осветительные приборы, аппаратура, горы мусора — всё это рано или поздно приведёт к печальным последствиям, уверены местные жители. Жители соседних домов не раз видели подростков в здании, хотя для игр это не самое подходящее место.
- Живу напротив, — говорит урдомчанин Альберт Белый. — Душа болит за происходящее в бывшем здании школы искусств. Всё началось в августе. Услышал, как в здании молодёжь бьёт по клавишам рояля. Пошёл на звук. Увидев меня, подростки сразу разбежались, некоторые выпрыгивали через слуховое окно. а если б ноги поломали? В другой раз видел, как подростки на вид семи-восьми лет вытащили из здания старый магнитофон и стали варварски разбивать его о бетонную плиту.
Альберт Григорьевич отмечает, что об инцидентах сообщал инспектору ПДН ОМВД России по Ленскому району Татьяне Милащенко, дважды писал письма в полицию.
- 17 августа пришёл ответ от начальника полиции Сергея Шевченко, что «…по вашему сообщению проверка прекращена», — добавляет урдомчанин. — Только результатов от этой проверки никаких! Вандализм со стороны подростков не прекращается до сих пор.
Такую же участь ждёт и бывшее здание дома творчества, считает Альберт Белый. Этот объект, как и школа искусств находится на улице Ленина. И он тоже подвергался нападению юных вандалов.
- Уже часть окон побита! — возмущаются жители посёлка. — Такие здания нужно сносить либо заколачивать досками. И эта работа должна лечь на плечи районных властей, у которых этот объект стоит на балансе.
В свою очередь, в районной администрации говорят, что о проблеме знают и пытаются предпринять необходимые меры.
- Активно ведём работу по сдаче объекта в аренду, — сообщила заведующий отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами районной администрации Екатерина Шумихина.
Юридически не существуют
В небольших населённых пунктах проблема «заброшек» стоит также остро. Виной тому — юридический статус некоторых из них. Строения есть, а юридически они не существуют. Власти также не имеют на эти бесхозяйные объекты никаких прав, а потому с ними ничего не могут сделать. Снести нельзя, реконструировать и использовать по какому-либо назначению тоже. Пример — пустующие здания бывших колхозной конторы и сельхозтехники в Ирте.
- А ведь строения неплохие, кирпичные, крыши ещё целые, — с грустью говорит иртовчанка Екатерина Оскорбина. — Их ещё не поздно превратить в общежития, дом ветеранов или отдать под строительство многоквартирного дома. Только вот как получается: имущество есть, а прав, как и пользы от него, нет.
Аналогичная печальная история и с недостроенным детским садом в Белопашино. Строение кирпичное, возведено под крышу, только не застеклено и без дверей. Несмотря на это, оно могло стать отличным местом для нового детского сада, библиотеки, клуба.
- Планировали взять этот недострой на свой баланс, — говорят в администрации МО «Сойгинское», — чтобы это имущество без проблем обслуживать. Однако сделать этого пока не можем ввиду отсутствия в бюджете денег.
Пусть у хозяев голова болит
А если у заброшенного объекта всё-таки есть хозяин? Здесь действуют свои законы. Просто снести здание нельзя — частная собственность. Для начала нужно выяснить, кто является собственником строения. Поиск нередко выливается в настоящую детективную историю. Сначала делают запрос в регистрационную палату и другие инстанции. К поискам привлекают и полицию, опрашивают соседей. Но найти хозяев — полдела. Заставить их привести дом и участок в порядок — вот основная миссия специалистов администрации. Порой она кажется невыполнимой. У старых домов, как правило, несколько владельцев, и далеко не всегда они могут между собой договориться. Когда собственник найден, ему выдают предписание с требованием привести участок в порядок. Часто документ отправляют по почте, заказным письмом с уведомлением о получении. Многие адресаты такие письма игнорируют. Основная причина игры в прятки — отсутствие денег. Только подсчитайте: чтобы поставить самый дешёвый забор из профнастила, придётся выложить порядка 500-800 рублей за погонный метр.
Что уж говорить о полноценном ремонте или сносе? Некоторые продают не нужные им участки, чтобы избавиться от проблем. Если земля попадает к хорошим хозяевам, они разбирают руины и строят новое, добротное здание. Бывает и по-другому: новые владельцы участка сносят стоявшие там развалины, обносят землю забором и на этом останавливаются. Причина всё та же — нет средств начать строительство.
У тех же, кто упорно игнорирует предписания, есть реальный шанс лишиться права собственности на заброшенный участок. Землю вместе со стоящими на ней руинами могут через суд передать в муниципальную собственность. После этого муниципалитет получит полное право распоряжаться землёй и сможет привести её в порядок. К сожалению, судебное разбирательство, как правило, занимает довольно продолжительное время. А это значит, избавиться от деревянных развалюх наш район сможет ещё не скоро.
Екатерина ПЕТРОВА.
Фотоинсценировка автора.
***
Какие строения необходимо снести в районе?
Николай Иванович, Яренск:
- На улице Трудовая недалеко от общественной бани уже много лет портит внешний облик райцентра сгоревший дом. Его необходимо снести. Место там очень хорошее, можно построить другой жилой дом. Правда, слышал, что у здания есть собственник. Как его обязать ликвидировать этот кошмар — непонятно. И это не единственный пример. Таких избушек много в райцентре. Не знаю, зачем эти здания держат — может, хотят заманить туда злоумышленников и раскрыть преступление века?
Татьяна ЛАПШИНА, Козьмино:
- У нас в Козьмино убрали все полуразрушенные строения. А на другом берегу Вычегды, со стороны Урдомы, вдоль дороги видела старые покосившиеся домики. Вот их сносить надо. Они, по-моему, уже реальную угрозу для жизни представляют.
Капитолина МИШАРИНА, Лена:
- В Лене порядка десяти заброшенных, полуразвалившихся домов. Особенно много таких развалин можно обнаружить в центре села. Некоторые говорят, что они представляют историческую ценность, являются достопримечательностью. В таком случае, эти дома необходимо восстанавливать, ремонтировать. Иначе они и вовсе рассыплются как карточный домик. А ещё в такие хибары заглядывает местная молодёжь, курит внутри зданий. Боимся, что может возникнуть пожар.
Валентина ЖУКОВСКАЯ, Литвино:
- Хотелось бы, чтобы все худые, старые, аварийные дома снесли. Конечно же, с предоставлением нового жилья. Только верится в такой исход с трудом, особенно в нашем посёлке.
Галина Александровна, Урдома:
- Мне старые дома не мешают. Если и сносить, то что-то уж очень ветхое и опасное. Слышала про здание бывшей школы искусств в Урдоме. Конечно, надо заколотить все окна, входы и выходы, чтобы сюда не ползали подростки. Не хотелось бы, чтобы здание сносили. Надеемся, у него найдётся новый хороший хозяин.
20.04.2015. Урдома, ул. Ленина-1. Школьный интернат. Урдомской дом детского творчества.

20.04.2015. Урдома, ул. Ленина-1. Школьный интернат. Урдомской дом детского творчества.

20.04.2015. Урдома, ул.Ленина. Урдомская детская школа искусств МБУ ДО "ДШИ Ленского района".

20.04.2015. Урдома, ул.Ленина. Урдомская детская школа искусств МБУ ДО «ДШИ Ленского района».

Пожарная часть ПЧ-72. Урдома, ул. Железнодорожная

17.07.2014. Пожарная часть ПЧ-72. Урдома, ул. Железнодорожная

09.05.2015, п.Урдома, ул.Железнодорожная. Здание Пожарной части ПЧ-72.

09.05.2015, п.Урдома, ул.Железнодорожная. Здание Пожарной части ПЧ-72.

 

Темы: