День памяти жертв политических репрессий

Репортаж с митинга, состоявшегося в Няндском Парке памяти.

День Памяти

Справка
День памяти жертв политических репрессий в нашей стране установлен Постановлением Верховного Совета РСФСР № 1763/1-I от 18 октября 1991 года «Об установлении Дня памяти жертв политических репрессий» и ежегодно отмечается 30 октября. Дата для установления данного памятного Дня была выбрана в память о голодовке узников лагерей, начавшейся 30 октября 1974 года в Мордовии, которую политзаключенные объявили в знак протеста против политических репрессий в СССР и против бесчеловечного обращения с заключенными в тюрьмах и лагерях. Правозащитный центр «Мемориал» насчитывает примерно восемьсот тысяч пострадавших от политических репрессий. В их число входят не только сами репрессированные, но и их дети, которые в результате преследований остались без опеки родителей.
Подсчитать точное число всех пострадавших от тоталитарного режима невозможно. По данным комиссии по реабилитации при президенте РФ, безвинно репрессированных — миллионы, и значительное число их нигде не было учтено. По данным Генпрокуратуры, всего за время действия закона «О реабилитации жертв политических репрессий» пересмотрено 636 302 уголовных дела в отношении 901127 человек, из которых 637614 реабилитированы.
В ноябре 1989 года Верховный Совет СССР принял Декларацию о признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению. И сегодня работа в данном направлении продолжается — в России приняты и выполняются постановления, направленные на поддержку жертв репрессий, созданы специальные комиссии по делам реабилитированных. 30 октября в День памяти жертв политических репрессий в Москве у Соловецкого камня (памятник открыт 30 октября 1990 года) проходит траурный митинг, по окончании которого его участники возлагают к Соловецкому камню венки от президента и правительства Российской Федерации, от правительства Московской области, а также от общественных организаций жертв политических репрессий. Подобные траурные акции и памятные мероприятия (митинги, возложение цветов к памятникам репрессированным, «уроки памяти» в учебных заведениях и пр.), посвященные памяти всех, кто погиб и пострадал в ходе политических репрессий, проходят и в других регионах России…

У нас

(репортаж)
И в Урдоме утром 30-го октября на Няндском мемориальном комплексе, теперь названным Парком Памяти, в очередной раз состоялось памятное мероприятие. Еще задолго до 11-ти часов там было многолюдно. Подъезжали легковые автомашины, школьный автобус, пешком подходили урдомчане разных возрастов. Культработники устанавливали звуковоспроизводящую аппаратуру, подводили от магазина «Полюс» для нее электропитание. Всем входящим школьники вручали по цветку…
Приковывала внимание новая арка, выполненная из металлического прута, на входе с надписями: сверху — «Парк Памяти», по бокам – «Нянда», «1930» . Как позже пояснила председатель Совета ветеранов И.В. Русских: Средства на ее изготовление в г. Котлас выделены Урдомским ЛПУ. Б.А. Сидоров выделил грузовой автомобиль своего предприятия для доставки в Урдому. Устанавливали арку в прошлые выходные работники, направленные администрацией поселения, и волонтеры. Ираида Вениаминовна от имени Совета ветеранов, однопосельчан поблагодарила всех причастных к столь благородному делу!
Ведущая О.Н. Томилова произносит: — Сегодня мы собрались здесь, чтобы почтить память тех, кто стал жертвами политических репрессий той самой страшной страницы в нашей истории. Слово предоставляется главе МО «Урдомское» Е.В. Смирновой. Елена Витальевна объявляет об открытии митинга и говорит: — Дорогие наши жители, 30-е октября особенный день – День памяти жертв политических репрессий. В нашем календаре много памятных дат. Одни забываются, им на смену приходят другие. Может быть они не настолько близки каждому из нас, но забывать эту дату нельзя. Это напоминание нам о трагических страницах в истории страны. Когда тысячи людей были необоснованно подвергнуты репрессиям. Были обвинены в преступлениях. Отправлены в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку и на спецпоселения. И даже лишены жизни… Именно сегодня в нашей стране, в том числе и у нас проходят памятные мероприятия, участие в которых принимают жители нашего поселения: молодежь, родные и близкие тех, кто погиб в советских лагерях…
Далее глава напомнила об истории появления данного Дня Памяти, о том, что в России приняты и действуют законодательные акты в отношении репрессированных, работают специальные реабилитационные комиссии и продолжила: — Мы изучаем историю, что не повторять ее ошибок. Чтобы не смотря ни на какие трудности оставались мы с вами прежде всего людьми. Были гуманными, справедливыми, честными. От каждого из нас зависит судьба нашей Родины. Мы будущее своей страны. Это нельзя забывать, это нужно помнить, чтобы такое больше никогда не повторилось. Для этого мы с вами сегодня и собрались.
Ведущая: — Много суровых испытаний, жертв и лишений выпало в двадцатом веке на долю нашей страны. Две мировые и гражданская войны, голод и разруха, политическая нестабильность унесли десятки миллионов жизней, заставляя вновь и вновь восстанавливать разрушенную страну. Но даже на этом фоне самыми страшными страницами нашей истории стали политические репрессии. Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмах, разбросанных по детским домам. Их число превышает десять миллионов человек. Вечная память безвинно погибшим.
В полной тишине разносятся звуки печальной мелодии…
Слово предоставляется председателю Совета ветеранов И.В. Русских. Ираида Вениаминовна: — 30-го октября в России отмечается День Памяти жертв политических репрессий. В этот день мы вспоминаем тех, кто необоснованно подвергнут репрессиям, отправлен в исправительно-трудовые лагеря, в ссылку, лишены жизни в годы сталинского террора и после него. Пик репрессий пришелся на 1937-1938 годы. Когда по официальным данным по политическим обвинениям были арестованы более полутора миллионов человек. 1 миллион триста тысяч осуждены судебными органами. Около 700 тысяч расстреляны. В повседневную жизнь введено понятие «враг народа». (На территорию Парка входят воспитанники детского сада «Росинка» в сопровождении воспитателей, с воздушными шарами в руках). Жен «врагов народа» заключали в лагеря сроком не менее 5-8 лет. Детей «врагов народа» либо отправляли в лагеря, колонии НКВД, либо в детские дома особого режима… Реабилитация жертв политических репрессий началась в 1954 году. В середине 60-х эта работа была свернута и возобновлена только конце 80-х. В настоящее время Указом президента РФ в память об этих событиях по всей стране возводятся монументы, мемориалы жертвам политических репрессий. Сегодня в Москве состоится открытие монумента «Стена скорби»… Строительство нашего поселка, как вы знаете, началось именно репрессированными. И в честь их памяти мы создали этот Парк и постоянно его благоустраиваем, ухаживаем за ним. (Далее рассказывает об арке на входе). Продолжим и дальше благоустройство Парка Памяти.
День памяти, день скорби, день печали навек оставил в нашей жизни след.
Когда вожди о мире все кричали — вы пережили смерти, сотни бед.
Освенцим и ГУЛАГ не понаслышке знакомы вам до боли у висков.
Концлагерь будто ядерная вспышка всех истреблял тогда бунтовщиков.
Мы не забудем и напомним детям – каким жестоким вы прошли путем.
И ваши боли не раздует ветер, из ваших слов урок мы извлечем.
Пусть мирным и прозрачным будет небо, и мир пускай на всей земле царит.
Мы жертв политрепрессий не забудем, их подвиг в сердце пламенем горит.
Затем И.В. Русских приглашает для выступления репрессированную и реабилитированную (бывшую жительницу поселка Вандыш) Н.Н. Кокшарову (в девичестве Болгарину). Нина Никитична волнительно рассказывает: — Моих родителей выслали в 1930-ом году с 4 детьми (1922-го (старшая сестра), 1924-го, 1926-го и 1928 (братья) годов рождения). Два брата в пересыльном лагере на Макарихе в Котласе. Очень много там умирали… Привезли сначала в деревню Урдома, потом в Нянду, и затем на 4-ый… Когда узнали, что репрессированным документы будут давать в 1993-м году (на всех) сестра сочинила стихотворение:
Когда нас ссылали в тридцатые годы
Грузили в вагоны и в снег, и в пургу
Куда нас везли, мы не знали
И вот оказались в архангельском лесу.
Раскинув палатки, костры разжигали
Строили бараки, проклинали судьбу.
Ох, милые люди, скажите –
Где ж нам найти справедливость свою?
Это стихотворение, — завершает свой рассказ Нина Никитична, — положили в документы – наши дела, которые отправляли на рассмотрение в Архангельск…
Звучит печальная мелодия… Ведущая: — Такое страшное было время – врагом народа был сам народ. Любое слово, любая тема и по этапу страна вперед. Но мы-то помним, теперь мы знаем. На все запреты, на всех печать. Народ толпой по этапу гнали, чтоб было легче им управлять.
Слово предоставляется урдомской поэтессе В.А. Фоминой. Валентина Андреевна:
Может быть крепче, чем у людей
Память у жестких, холодных камней.
Стоном пропитаны, скорбью окутаны
Памятью камни веками укутаны.
Глазами они ничего не покажут
Люди о камне потомкам расскажут.
Прислонившись ладонями к грани холодной
Сердцем почуют стон скорби народной.
Звучит мелодия с перезвоном колоколов. Ведущая: — Репрессии, проходившие в СССР, делятся на несколько этапов. Первый – репрессии со стороны большевиков, которые начались сразу после Октябрьской революции 1917-го года. Второй начался с принудительной коллективизации в конце 20-х начале 30-х годов. Когда многие крестьяне, не желающие вступать в колхоз, стали жертвами раскулачивания. Третий этап в истории называется политикой «большого террора». Он стал пиком сталинских репрессий. В 1936-ом году была подготовлена Особая папка, в которой содержались специальные рекомендации о методах сокращения численности населения. Началось массовое выселение целых народов. Жертвами стали поляки, украинцы, курды, корейцы, буряты и другие народы. По национальному признаку репрессии применялись до 1961-го года. В послевоенные годы репрессиям подверглись пленные и «враги народа».
Слово предоставляется Г.А. Климовой. Галина Альбертовна: — Дорогие земляки, все знаете, что Нянда образована как раз спецпереселенцами-колхозниками. Первая публичная публикация о спецпереселенцах – в работе Б.А. Угрюмова, которая называется «Судьба крестьянская». В ней одна глава посвящена спецпереселенцам. На основе документов областного архива рассказывается о прибытии в Ленский район первых этапов переселенцев. Размещении их. О строительстве первых поселков. О жизни спецпереселенцев Ленского района рассказывалось также на страницах областной газеты «Правда Севера» в материалах О.А. Угрюмова, Ю.О. Угрюмовой. В 2009-м году вышла уже большая книга на основе вот этой небольшой «Боль памяти». Она тоже хранится в нашей библиотеке. Также есть книга В.А. Фоминой, где собраны воспоминания спецпереселенцев, которые жили в Нянде. И вот самое интересное, что мы думаем, что спецпереселенцы были только украинцы, белорусы, мордва, чуваши, которых отправляли в 30-е года к нам сюда на Север, но оказывается из наших холодных районов, не тех, в которых росли очень хорошо зерновые, были кулаки. Их отправляли еще дальше, севернее – в Печору. Давайте обратимся к цифрам. Предполагалось, что в незерновых районах будут подлежать экспроприации 2-3% крестьянских хозяйств. В 1928-ом году в Ленском районе обложено налогом 5 хозяйств. Уже в 29-30-м в районе насчитывалось 80 кулацких хозяйств. В 1930-1931 99. А на 1-е января 1933-го года 227 кулацких хозяйств. Сюда примешивалась еще политическая подоплека. Отношение к советской власти и колхозам.
Откуда у нас получались кулаки? Первая категория – крепкие хозяйства, корни зажиточности которых уходили в дореволюционное прошлое. Таких было один-два в каждом сельсовете района. Вторая группа зажиточных крестьян, это те кто вернулся в деревню из города имея капитал. Примером может служить Литовчик А.В. Она работала горничной в Петербурге, а вернувшись домой в деревню Большой мыс приобрела молотилку, веялку, сепаратор, которыми обсуживала всю деревню. Ежегодно набирала на работу бедняков. Ее полуразрушенный дом до сих пор стоит на центральной улице Суходола. Третья категория зажиточных хозяев – примаки. Обычно из бедняцких хозяйств. Есть воспоминания Селиванова П.М., который в своей биографии писал: «В 1922-ом году пошел примаком в дом к Кобычевой Пелагее Дмитриевне». И тоже, когда хозяйство уже стало зажиточным, они были выселены. Поэтому, когда в 1930-ом году с лагеря в Макарихе отправлялись этапы, они шли и ночевали иногда в пустых домах тех кулаков, которые были выселены с нашей земли…
Ни разу, ни в одном источнике не говорится о каких-либо конфликтах на межнациональной почве среди спецпереселенцев. А ведь люди разных национальностей жили здесь, точнее — выживали, и не было ни одного случая, чтобы они между собой что-то не поделили. Сейчас, когда такой разгул терроризма, люди, народы плохо к друг другу относятся – раньше такого не было никогда. Спецпереселенцы образовали наш поселок, другие поселки, которые разбросаны по всему району. Началось большое лесозаготовительное производство. Начались колхозы. И уже к середине тридцатых годов наш район стал и сельскохозяйственным, и промышленность развивалась благодаря все этим же переселенцам.
Стало быть, прошедшее в 30-40 годах переселение на Север сотен раскулаченных семей из Украины, Белоруссии, южных областей России ощутимо повлияло на экономику, на освоение необжитых мест, на культуру, то есть – практически на все стороны жизни Ленского района.
Ведущая: — Сегодня мы вспомним еще одного человека, благодаря которому мы ежегодно, начиная с 2010-го года, собираемся в этом Парке. Камень в память о спецпереселенцах, основателях поселка Нянда, был установлен по инициативе библиотекаря и краеведа ОИ. Трушиной. Огромную работу провела Ольга Ивановна, чтобы события тех страшных дней не исчезли из нашей памяти. Мы будем помнить этого светлого человека. Вечная ей память!..
Воспитанники детского сада Рябинка вместе с воспитателем с особым выражением, гордостью поочередно произносили строчки из стихов о нашей малой родине местных поэтов Валентины Фоминой и Виталия Пономарева: «30-ый год, снег начал падать. Растут бараки, как дома. Потомкам оставляя память. Так зарождалась Урдома. Но строителей здесь нет, что были в году 30-ом. На Камень льет холодный свет луна. В 2010-м усыпан Камень тот цветами. Деревья рядом, словно сад. Здесь соберутся вечерами в хороший день и стар и млад. Помянут добрыми словами родных, которых уже нет. Кто здесь прославился делами вперед на много, много лет!», «Как в тумане, как в дыму люди шли и шли, и шли. Через нашу Урдому Крест несли, несли, несли. То переселенцы спец шли этапом, шли в тайгу. Чей там дед и чей отец – перед всеми мы в долгу!», «Растоптали слово «честь» да подковой в сапоге. Их поселков тех не счесть разбросало по тайге. Пролегла здесь СЖД на слезах, да на костях. Да на лучших в МВД сыщиках и спецчастях.», «А когда людей везли также как на Колыму. Эшелоны шли и шли через нашу Урдому. Здесь когда-то лагерь был. Нынче поле, огород. И картошку посадил в тех местах честной народ.», «Может память прошлых лет нам и вовсе ни к чему. Только помнит старый дед Урдому ту Урдому. Как в тумане, как в дыму люди шли и шли, и шли. Через нашу Урдому Крест несли, несли, несли…».
Затем слово предоставляется школьникам. Девочки и мальчики друг за другом произносят строчки в рифмах и в прозе о людских испытаниях. Да, так было: — Они мирно жили и честно трудились, но в одночасье все изменилось. Сломаны судьбы, надломаны души. Стенанья родных, как можно их слушать. Сегодня в день Памяти этих несчастных мы вспомним, как все это было ужасно. Стыдливо, потупив глаза от родных, мы тихо попросим: Простите за них…
Я думаю, пока есть мы живые, пока потомки наши будут жить в День Памяти всегда по всей России свечам гореть, поминовенью быть. Горят пусть свечи светом негасимым, и пусть в сердцах людей не гаснет свет. Я верю – благодарная Россия жертв не забудет, не забудет – нет!
Дети, сначала детсадовцы, затем и школьники возлагают цветы к Камню Памяти. Под слова ведущей о жертвах, звучащую мелодию дети отпускают в небо воздушные шары. Взрослые походят и тоже возлагают цветы. Мероприятие заканчивается, но многие не расходятся. Члены Совета ветеранов угощают чаем из термосов, кто-то фотографируется у Обелисков, у арки…
А. Кравец

(текст статьи из газеты «Вечерняя Урдома» от 03.11.2017 г.)

30.10.2017, п.Урдома. Кокшарова (Болгарина) Нина Никитична, дочь репрессированных, выступает в Няндском парке памяти на митинге, посвященном Дню памяти жертв политических репрессий.

30.10.2017, п.Урдома. Кокшарова (Болгарина) Нина Никитична, дочь репрессированных, выступает в Няндском парке памяти на митинге, посвященном Дню памяти жертв политических репрессий.

30.10.2017, п.Урдома. Митинг в Няндском парке памяти, посвященный Дню памяти жертв политических репрессий.

30.10.2017, п.Урдома. Митинг в Няндском парке памяти, посвященный Дню памяти жертв политических репрессий.

Темы: