Не место красит человека…

"...И так на каждом шагу. И кругом очереди, важный вид чиновника и вынужденная покорность посетителя. Складывается впечатление, что некоторым свой кабинет с табличкой на двери, кресло, компьютер и бейджик на лацкане заменяют мозг и совесть. Придешь к такому, постучишься в дверь, снимешь шапку, поздороваешься, даже головой кивнешь, а он и присесть не предложит. Чувствуешь себя так, как будто не он из твоих налогов зарплату получает, а ты пришел у него в долг просить..."

Не место красит человека…
Валентин Пикуль так пишет о жизни российского чиновника во времена царствования императрицы Анны Иоановны (XVIII в.): «Деловая жизнь государства начиналась спозаранку. Гражданские чины открывали доступ в канцелярии около семи. Многие ничем не занимались, а только присутствовали, служебное помещение в те времена называлось «присутствием». В служебных формулярах так и писалось, допустим: «В чине коллежского секретаря присутствовал четыре года в Соляной конторе». Следуя регламенту, в час пополудни всякая служба прекращалась».
300 лет спустя режим трудового дня российского чиновника кардинально изменился. Но каждый раз, пробегая глазами знакомый текст В.С. Пикуля, вновь останавливаешься на слове «присутствие». Что-то оно напоминает в нашей сегодняшней жизни. Пожалуй – это отношение чиновника к современным ходокам. Зачастую, оно осталось таким же высокомерным и пренебрежительным. Нет, не все они такие и не везде. Но.
Еще пару лет назад я по своей юридической деятельности ощущал, что государственное и муниципальное управление делами в России превращается в какую-то систему. Ту, которая может функционировать ну хоть как-то автоматически, без специального и дополнительного указания сверху. Теперь же всё чаще у служащих случается какая-то неорганизованность, небрежность, легкомыслие. Вроде та же власть, те же обязанности, те же люди, а отношение к посетителю какое-то не серьезное, дешевое. И, самое главное – бесстрашное. Без страха перед законом, начальником и судом. Ну, вот смотрите сами.
Переводишь деньги с одной карты на другую, а там они не появляются. Запрашиваешь у Главы района архивную справку, он отвечает – приезжай сам. Электрики выставляют завышенный счет за электроэнергию и сами не могут объяснить почему так получается. Районная полиция больше года не отвечает по мусорной свалке около Нянды. Уволившийся из Пятерочки работник третий месяц не может добиться окончательного расчета. Судебный пристав, под расписку принявший письмо, не может найти его в своей же конторе. Многодетной матери надо собрать кучу документов для получения пособия. Причем тех, которые само же государство ей и выдало. Несчастную новогоднюю елку за 48 рублей и ту приходится оформлять полдня.

Фото Е.Япрынцев, 1987, п.Урдома. Сцена из спектакля. В роли Ленина Н.Саленков, в роли ходока А.Фролов.

И так на каждом шагу. И кругом очереди, важный вид чиновника и вынужденная покорность посетителя. Складывается впечатление, что некоторым свой кабинет с табличкой на двери, кресло, компьютер и бейджик на лацкане заменяют мозг и совесть. Придешь к такому, постучишься в дверь, снимешь шапку, поздороваешься, даже головой кивнешь, а он и присесть не предложит. Чувствуешь себя так, как будто не он из твоих налогов зарплату получает, а ты пришел у него в долг просить. После таких посещений только одно спасает. Придешь домой, включишь Первый канал, послушаешь как у нас в стране всё хорошо и сразу успокаиваешься.
Вот один из последних случаев. Сдал я 40 дней назад документы в урдомской МФЦ для постановки объекта на кадастровый учет. Выдали мне расписку, чтобы я пришел за результатом через полмесяца, и визитку с телефоном. Проходит срок, звоню, трубку никто не берет. Пришел к офису, отстоял очередь. На приеме Татьяна Сергеевна сообщает, что ответа выдать не может, потому что к ней он не пришел. Когда прийти в следующий раз – тоже не знает. Ухожу. Потратил час.
В таком же самом порядке прихожу аж 4 раза подряд через каждые 5-7 дней. Результат тот же. В предпоследний раз смотрю – вперед меня девушка без очереди прошмыгнула в кабинет, а Татьяна Сергеевна мне – ждите, я вас вызову. Захожу, прошу Татьяну Сергеевну, если она может по телефону своих подруг без очереди вызывать, то пусть хотя бы на звонки людям отвечает, чтобы не приходить зря и не стоять каждый раз очередь. Ведь каждый раз по несколько раз звоню. Не может, говорит, важная работа, слишком занята.
Срок уж, как месяц, прошел. Последний раз прихожу, прошу Татьяну Сергеевну позвонить туда, куда она отправила мой запрос, и узнать в чем причина задержки, сколько еще ждать. А она предлагает, чтобы я сам звонил и разбирался, дает номер телефона. Делать нечего, возвращаюсь домой, телефон оказался неверным, три часа звоню по всей Архангельской области. Нашел в Коряжме ответственного чиновника. Попросил, чтобы мой ответ направили по интернету Татьяне Сергеевне в ее кабинет. Тут же вернулся к ней, получил нужный ответ. Дату фактического получения мной ответа Татьяна Сергеевна не ставит. Оно и понятно – просрочка целый месяц.
Вот так и получается – услуга оказана и в нужный срок.
Пользуясь случаем, прошу Татьяну Сергеевну повышать свой профессиональный уровень и относиться к своим клиентам по-человечески. Девушка она целеустремленная, с гонором. Стоит ей захотеть – освоит любой уровень знаний. А что касается доброжелательности, то следует задуматься о своем происхождении. Мы оба с ней из простых семей, с самого детства урдомчане. Наши родители старожилы этого поселка и уважаемые люди. Не стоит нам их позорить. Нам жить здесь еще долго. И, чтобы не отворачиваться друг от друга при встрече, нужно вникать в проблемы своих клиентов, а не задирать нос.
За нравоучения прошу не обижаться. Накипело. Первый канал не помогает. Пишу в газету вместо обращения в суд.
Якимов С.И.

(статья из газеты «Вечерняя Урдома» от 22.12.2017 г.)

Темы: