Древний литовский город Урдом

"а ныне – одноименная заброшенная деревня в Оленинском районе Тверской области. Впервые в русских источниках Урдом упоминается в Тверской летописи в связи с событиями 1322 года. Но интересно другое. Урдом (Урдома или Урдомия) наряду с Тверью стал одним из немногих городов тверской земли, упомянутых европейскими картографами Средних веков и Нового времени"

Страна Тудовлян. Неизвестный регион

Автор: Край справедливости | Создано 22.03.18

В одном из прошлых выпусков мы писали о Тверской Карелии – северо-восточной части Тверской области. Теперь пришло время рассказать о другом неизвестном регионе Верхневолжья. Речь на этот раз пойдет о западных районах нашей области – о древней и загадочной Стране Тудовлян, более известной в средневековых источниках под именем Ржевского княжества или Тудовлянской волости.
Для нас, современных жителей Тверской области, кажутся привычными ее размеры и расстояния. Торопец, Ржев, Вышний Волочек, Торжок, Бежецк или Весьегонск – названия этих городов знакомы нам с детства, у многих в районах проживают родственники и друзья. Но мало кто задумывается, например, что расстояние от того же Торопца до Весьегонска составляет по дорогам почти 600 км, и это то же самое, как доехать от Парижа до Амстердама, да еще пересечь по пути две границы. Площадь Тверской области равна площади всего острова Ирландия, больше Баварии и больше территории Бельгии, Нидерландов и Люксембурга вместе взятых, и «на сдачу» останутся еще расположенные вблизи французские департаменты Нор и Па-де-Кале.
Но любой, кто хотя бы раз путешествовал, скажем, по Бельгии и Нидерландам, не мог не обратить внимания на разнообразие регионов в этих странах. Северный Брабант, Лимбург, Фрисландия, Зеландия, Северная и Южная Голландия, Гронинген – в Нидерландах, Фландрия и Валлония – в Бельгии, и это далеко не полный их список. Наличие внутренних регионов делает европейские страны гораздо более интересными и привлекательными, существующие и поддерживаемые государством и местным самоуправлением региональные культурные традиции, говоры и наречия, кухня и архитектура ежегодно привлекают в них миллионы туристов. А у самих жителей присутствует понятная гордость за принадлежность к собственному региональному сообществу, гордость за свою местную историю, традиции, язык и архитектуру – за свой непохожий на другие регион и желание сделать свой маленький край лучше и краше, чем у соседей.
Переводя взгляд с Бельгии и Нидерландов на Тверскую область, то первое, что бросается в глаза, – это кажущаяся безликость и единообразие нашей области. Несмотря на огромные размеры, вы нигде не увидите какой-то четко выраженной местной специфики или региональных сообществ, отличающихся друг от друга так же, как, например, отличаются между собой регионы упомянутых Бельгии и Нидерландов. Но наша безликость и единообразие обманчивы и во многом являются последствием той чудовищной деградации местной жизни, которая произошла за последнее столетие, результатом затаптывания всего уникального и особенного, что было в исторических регионах тверской земли.
Многим это покажется удивительным, но Тверская область в части наличия собственных историко-географических регионов ничем не отличается от тех же Бельгии и Нидерландов. Тверская Карелия, Страна Тудовлян, вольный город Торжок с окрỳгой, юг Деревской пятины Великого Новгорода, примерно соответствующий территории Вышневолоцкого уезда, древние Торопецкое и Бельское княжества, Великое княжество Тверское – вот семь основных регионов Тверского Верхневолжья. Главное отличие Тверской области от многих европейских стран заключается в том, что там не боятся развивать свои региональные сообщества и идентичности, прекрасно понимая все выгоды такого пути, который ведет к повышению интереса к своим территориям и, как следствие, увеличению туристического потока и росту локальных экономик.
Следует уже наконец признать, что Тверская область объединяет в своих административных границах семь отдельных регионов, каждый из которых имеет свою неповторимую судьбу и историю, традиции и культуру, даже язык. И возрождение каждого из этих семи регионов сделает Тверское Верхневолжье неизмеримо богаче, чем сейчас, вдохнет новые смыслы в районы Тверской области и жизнь местных сообществ.
Страна Тудовлян
Территория от озер Селигер и Вселуг до Ржева, включая волжские притоки – реки Селижаровка, Жукопа, Тудовка, Большаф и Малая Коша, Сишка, еще с древнейших времен представляла собой самобытный и самостоятельный регион, объединенный речной и озерной системой Верхней Волги. За многие столетия своего существования этот регион назывался по-разному: Ржевское княжество, Ржевская земля, Тудовлянская или Тудовская волость, но уже в XX веке известный тверской исследователь-краевед Юрий Смирнов в своей книге «В стране тудовлян» предложил его современное название – «Страна Тудовлян», по аналогии с другой не менее загадочной европейской областью – Страной Басков.
В своей истории, богатой на события, Ржевское княжество, начиная с XII века, попеременно входило в состав смоленского, тверского, литовского и московского государств, но при этом всегда оставалось собой, сохраняя в неизменном виде свои границы: от истока Волги до Ржева. При создании в 1775 году Тверского наместничества, преобразованного в 1796 году в Тверскую губернию, основная территория прежнего Ржевского княжества оказалась разделенной между двумя новыми уездами – Ржевским и Осташковским.
На сегодняшний день Страна Тудовлян примерно совпадает с территорией Ржева, Ржевского и Селижаровского районов, большей частью Пеновского и Оленинского районов, западной частью Старицкого района, Осташковским городским округом и ЗАТО «Солнечный».
Литовский рубеж
На территории Страны Тудовлян – от Великих озер до Ржева – сохранились остатки уникального сооружения, о существовании которого мало кто знает. Речь пойдет о знаменитой «Литовской границе».
Как известно, до прихода славян в Верхневолжье река Волга служила естественной границей между землями древних балтов – родственников современных литовцев, и финно-угров. Древние балты проживали на юге и западе от Волги, что подтверждается, в частности, гидронимией – многочисленными названиями рек, озер и ручьев. С незапамятных времен для защиты от набегов финно-угорских народов древними балтами была выстроена грандиозная крепостная система. Вдоль всей Волги с интервалом 20-30 км и по сей день возвышаются большие и малые «городки».
Позднее крепости утратили роль пограничных – потомки литовцев стали селиться на север и восток от Волги, о чем свидетельствуют довольно многочисленные балтские гидронимические анклавы в восточной части Тверской области, а древние балты и финно-угры стали жить там чересполосно, становясь добрыми соседями. Под началом «Русской Правды» и христианской веры они вошли в состав новых государств и стали постепенно забывать свой язык и богов.
Много столетий спустя, когда в XIV веке Великое княжество Литовское, преодолевая раздробленность, стало собирать под своей властью все прежние древние балтские земли и народы, эти крепости вошли в состав Литвы и вновь стали пограничными. Под их стенами проходила сначала литовско-тверская, а затем, после утраты Великим княжеством Тверским независимости, и литовско-московская граница. Именно поэтому все эти городки и вошли в историю под названием «литовских», а само сооружение получило название «Литовская граница» или «Литовский рубеж», разделяющего зримой чертой современную Тверскую область на две практически равные половины – Верхнюю и Нижнюю Тверщину.
«Се грады Литовстии: Селук, Осечен, Горышин, Сишка, Рязна, Туд» – сообщает Воскресенская летопись.
Великий князь литовский Ольгерд в письме константинопольскому патриарху Филофею называет следующие верхневолжские города: Ржева, Сишка, Тудин, Осечен, Горышено, Рясна, Кличень, Вселук, Волго, Козлово, Липица, Тесов, Хлепен. Еще к «литовским городкам» относят Роден (Родня), Урдом, Негомир (Немгорь).
Осечен, пожалуй, наиболее неприступный из них. Высокий холм, на вершине которого он располагался, возвышается над Волгой на более чем 50 метров, а это – высота 15-17-этажного дома. С такой высоты окрестности просматривались на 20-25 км. Однако с тех пор много волжской воды протекло у подножия городка: склоны поросли лесом, а площадка городища опоясана внушительными березами. Сквозь их ветви противоположный берег едва просматривается, река же и вовсе не видна. Культурный слой городища практически сразу начинается с прослойки угля, напоминая печальное завершение истории славной крепости. Противоположные от реки склоны бывшей крепости значительно ниже – 12-15 метров. Недалеко от городка в лесу на месте бывшего погоста Большой Осечен лежит средних размеров плоский валун, которому до сих пор местные жители и заезжие туристы приносят монеты.
Не менее неприступной была и крепость Сишка, которая располагалась на плато правильной формы, высящемся на правом берегу Волги близ устья одноименной реки. С высоты около 20 метров прекрасно контролируется как водный путь по Волге, так и сухопутный – древний Торопецкий тракт, одна из важнейших торговых артерий с глубокой древности вплоть до недавнего времени. Живописная березовая рощица нисколько не портит вид городища. Против городка на другом берегу реки Сишки возвышается холм, который также не мог остаться без внимания обитателей крепости и наверняка тоже был укреплен.
А вот крепость Туд в Оленинском районе была не настолько грандиозна. Она притаилась между двух широких обрывающихся в Волгу оврагов, послуживших естественными рвами, а со стороны берега ее укреплял уже искусственный ров и высокий вал. Сейчас покой городища охраняет целая поляна крапивы, верная спутница запустения и забвения. Вместе с тем, название этого городка сохранило наиболее раннюю форму гидронима Тудовка, и именно от крепости Туд и реки Тудовки происходит название всей Тудовлянской или Тудовской волости, по которой и прозвали разительно отличавшееся от остальных тверичей население здешних мест – тудовлян.
Удивительна судьба древнего литовского города Урдом, а ныне – одноименной заброшенной деревни в Оленинском районе. Впервые в русских источниках Урдом упоминается в Тверской летописи в связи с событиями 1322 года. Но интересно другое. Урдом (Урдома или Урдомия) наряду с Тверью стал одним из немногих городов тверской земли, упомянутых европейскими картографами Средних веков и Нового времени. Так, например, Урдом присутствует на карте Великих княжеств Литовского и Московского 1589 года, на карте Московии Меркатора 1629 года, на карте Московии Жана Буассо 1643 года и на карте Московии Жана Пикара 1657 года. Даже по позднейшим сообщениям XIX – начала XX века, на огородах в Урдоме крестьяне часто выкапывали во множестве человеческие кости, а сама деревня стояла на таком высоком месте, что в ясную погоду оттуда был виден находившийся от нее на расстоянии 45 верст, или около 50 км, погост Ильи Горы, расположенный тоже на горе, и Ржевская высокая соборная колокольня. Последнего жителя деревни Урдом схоронили в 2013 году возле его дома. С тех пор там некому жить, и дорога в древний «литовский городок» постепенно поглощается лесом.
Карта (фрагмент). Великое княжество Литовское в 1586 году. Wikimedia

Карта (фрагмент). Великое княжество Литовское в 1586 году. Wikimedia

Оковский лес и Оковцы
К западу от Волги, занимая все правобережье Страны Тудовлян, в старину простирался огромный лесной массив – Оковский лес. Именно в этой части Тверской области выделяют и особый антропологический «литовско-белорусский» тип населения, здесь же был распространен культ ужей, а в раскопках практически повсеместно находят типично литовский женский головной убор – венчик vainags.
«Повесть временных лет» описывает Оковский лес как своего рода географический центр средневековой Руси, откуда берут начало три великие реки Восточной Европы: «… Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг… Двина из того же леса вытекает и течет на север… Из того же леса вытекает Волга и течет на восток». В Оковском лесу берут свои истоки Жукопа, Тудовка, Обша, Осуга, Сишка. Благодаря удобным волокам через Оковский лес проходил древний Двинско-Волжский торговый путь, частью которого и был город Ржев, или Ржева, как он обозначен на старинных картах. В настоящее время от огромного лесного массива осталась лишь малая часть, сохраненная в виде Центрально-Лесного биосферного заповедника.
И одним из наиболее сакральных мест во всем Оковском лесу до сих пор является Оковецкий источник в Селижаровском районе.
Первые люди поселились в этих местах достаточно давно, как минимум около полутора тысяч лет назад: на южной окраине деревни Оковцы и сейчас еще возвышается больших размеров холм – древнее городище времен раннего железного века, а чуть менее полутысячелетия на месте городища возвышается огромная церковь. Само слово «Оковцы» связано с литовскими корнями aka/aku – «источник, криница» и alka-/auka – «место пожертвований, жертвоприношение, святилище». Иными словами, название деревни можно дословно перевести как «священный источник, криница-святилище», тем более что местные жители произносят название деревни как Акауцы, с ударением на последний слог.
Оковецкий источник – одно из зримых воплощений силы Оковского леса и Страны Тудовлян. И вот уже более пятнадцати столетий Святой ключ в Оковцах является одной из самых почитаемых святынь тверской земли. Оковцы притягивают к себе людей несмотря ни на что: этому не могли помешать ни частые здесь войны, ни смена языка, ни переход тудовлянской земли от одних хозяев к другим. Даже на православной иконе в честь «оковецкого чуда» – обретения здесь чудодейственных икон – во главе композиции находится именно Оковецкий ключ, древний символ жизни этой земли и надежды на возрождение.
Загадка происхождения тудовлян
Само название региона – Страна Тудовлян – относит нас к тем временам, когда на всем протяжении от Селигера и Вселуг до Ржева жил народ тудовлян, о происхождении которого сломано много исторических копий.
Еще в начале XX века в Ржевском и Осташковском уездах – исторической территории Страны Тудовлян, к тудовлянам относило себя до 45 тыс. человек, при том что общая численность населения обоих уездов составляла порядка 280 тыс. У тудовлян бытовал свой язык, близкий к белорусским говорам и наречиям, своя особая традиционная одежда, праздники и песни. Именно в тудовлянских землях, например, получила широкое распространение местная разновидность волынки – дуда, музыкальный инструмент, не встречающийся больше нигде в Тверской области.
Современные историки выдвигают две основные версии происхождения тудовлян. Согласно первой и наиболее распространенной из них, тудовляне являются ассимилированными белорусами, согласно же второй версии, они представляют собой потомков автохтонного населения, за годы Великого княжества Литовского перешедшего на западнорусский язык – государственный язык средневековой Литвы, наиболее близкий к белорусским говорам и наречиям.
Вместе с тем, на мой взгляд, при изучении феномена тудовлян историки совершенно упускают из вида самое главное – это расселение тудовлян именно вдоль «Литовской границы». Здесь просто напрашивается аналогия с сербскими и хорватскими граничарами – основным населением Военной границы Австрийской империи со времен средних веков.
Напомню, что Военной границей называлась пограничная область на юге монархии Габсбургов, прикрывавшая границу с Османской империей, и тянувшаяся узкой полосой от Адриатического моря на западе до Трансильвании на востоке. Своим возникновением эта область обязана постоянным войнам, которые вели между собой Габсбурги и Оттоманская Порта, и переселению сербов с их исконных земель под турецким натиском. Переселяясь за естественные рубежи Динарских Альп, рек Купа, Уна, Сава и Дунай, сербы и хорваты становились «граничарами» и получили особое военное самоуправление от австрийского правительства, а также множество льгот и привилегий.
Поэтому обе версии происхождения тудовлян нисколько не противоречат друг другу. Для защиты Волжского рубежа правительство Великого княжества Литовского, по аналогии с Военной границей Австрийской империи, могло переселять на «Литовскую границу» ратников и крестьян из внутренних районов государства, где преобладали белорусский и польский языки, а местное литовское, по своему происхождению, население постепенно усвоило язык новых переселенцев, ставших большинством.
В ходе катаклизмов XX века отличия тудовлян от окружающего населения практически стерлись, но сами тудовляне никуда не делись, их потомки по-прежнему населяют Страну Тудовлян, самобытный регион от тверских Великих озер – Селигера, Вселуг и Пено до стен древнего Ржева.
***
В этой статье мы лишь в самых общих чертах коснулись истории древней Ржевской земли, загадки происхождения тудовлян и уникального сооружения – «Литовской границы», многочисленные городища которой не одно тысячелетие горделиво стоят на берегах великой реки, несущей свои воды далеко на восток. Нельзя объять необъятное, и мы не ставили своей целью подробно углубляться в историю этих вопросов. Но начать дискуссию о месте регионов в современной Тверской области, их настоящем и будущем, перспективах их развития – вот что важно.
По глубокому убеждению автора этой статьи, регионы Тверского Верхневолжья должны уже наконец-то вернуться к полнокровной жизни и очнуться от столетнего морока и запустения. Только поддерживая и развивая тверские региональные сообщества, мы сможем сделать жизнь людей в них по-настоящему интересной и богатой.
Михаил ДРОНЬ
Карта. Великое княжество Литовское в 1586 году. Wikimedia

Карта. Великое княжество Литовское в 1586 году. Wikimedia

Темы: