Тропников Виталий Степанович. Победу встретил на Эльбе

Так повелось, что жители Селянского сельсовета Вилегодского района особо облюбовали поселок Витюнино нынешнего Ленского района. Их проживало там несчитанное множество. Съезжались они в Витюнино на лесозаготовки в Топоровском лесопункте Вилегодского леспромхоза, впоследствии ставшего Витюнинским лесопунктом Верхне-Лупьинского леспромхоза. Не обошла этот поселок на реке Виледи и судьба Тропникова Виталия Степановича с супругой Глафирой Михайловной. Приехали они туда в 1947 году. Но после того, как Виталий Степанович прошел пешком всю Великую Отечественную войну – от обороны Москвы до Победы на Эльбы.

(читать «Победу встретил на Эльбе»)

1986, п.Витюнино. Тропников Виталий Степанович. Слесарь по ремонту бензопил Витюнинского лесопункта. Ветеран ВОВ.

1986, п.Витюнино. Тропников Виталий Степанович. Слесарь по ремонту бензопил Витюнинского лесопункта. Ветеран ВОВ.

Родился Виталий Степанович 14.10.1922 года в деревне Ивановская Селянского сельсовета Вилегодского района. Закончил 6 классов, комсомольцем быть не довелось. До призыва работал в колхозе «Большевик».
В 1941-м началась война, ждал повестку на фронт и он. По достижении 19 лет был призван Вилегодским военкоматом 23 октября 1941 года. Около месяца проходил курс военной подготовки, учили прыгать с парашютом. 7 ноября принял военную присягу при 24-м отдельном лыжном батальоне, а с 5 декабря в звании рядовой уже находился в Действующей армии. Начал свой боевой путь в Битве за Москву, первый бой – на Волоколамском шоссе. Под Наро-Фоминском 6 марта 1942 года 19-летним парнем получил свое первое ранение. Тяжелое ранение в левую ногу. Согласно отметке в его Военном билете, на излечении в госпитале Виталий Степанович находился целых 8 месяцев.
После госпиталя была школа младших командиров. И в марте 1943 года уже сержант Тропников В.С. в должности командира пулеметного отделения зачислен в 518-ый Краснознаменный стрелковый полк 129-ой стрелковой Орловской Краснознаменной дивизии.
Затем была битва известная сейчас как Курская дуга. Виталий Степанович воюет в должности помощника командира взвода роты автоматчиков. Второе ранение получил 16 ноября 1943 года в боях за рекой Сож. И опять ранение в ту же левую ногу. Вот как он сам рассказывал в семье про этот бой: они со своим подразделением, преодолев переправу через реку, закрепились на противоположном берегу от наших войск; тут в переправу попадает немецкий снаряд и разрушает ее; подразделение остается единственным для сдерживания противника до тех пор, пока наши войска не восстановили работу переправы.
Больше месяца, до начала 1944 года, продлилось лечение. Как отмечено в выданной госпиталем справке, повреждена кость бедра, рубец сросся с тканью кости, ограничение подвижности бедра, лечению не подлежит. Не успев после операции добраться до части, Виталий Степанович вновь проявил храбрость. Этот случай командир части даже занес в Наградной лист по поводу представления его к Ордену Красного Звезды:
«По излечении, возвращаясь в свою часть старшим сержантом Тропниковым 12 января 1944 года в деревне Покоть Светиловичского района совместно с шофером 223-й роты подвоза Бойковым, был задержан немецкий шпион-диверсант, сброшенный в этом районе с самолета, который сдан ими уполномоченному НКВД Светиловичского р-на мл. лейтенанту Зайцеву. После второго ранения старший сержант Тропников, как годный к нестроевой службе, 3 февраля 1944 года направлен в охрану полевой кассы Госбанка № 321. За всё время службы в охране полевой кассы по настоящее время, отлично несет караульную службу по охране ценностей и все поручения по доставке срочных донесений выполняет точно и в срок. Учитывая ранения в боях за Родину, поимку диверсанта и безупречную службу в охране полевой кассы Госбанка, старший сержант Тропников достоин награждения Орденом Красная Звезда».
Третье ранение, в поясницу, настигло Виталия Степановича в ноябре 1944 года.
От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР, за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество Тропников Виталий Степанович награжден Орденом Красной Звезды в соответствии с Приказом по 129-ой стрелковой Орловской Краснознаменной дивизии 3-ей Армии от 12.01.1945 года № 0199/н (Действующая Армия). Номер Ордена 1449379.
Сохранились в семейном архиве семьи Тропниковых (п.Урдома) и полученные Виталием Степановичем медали «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», Орден Отечественной войны I степени, медаль «Жукова» и шесть послевоенных юбилейных медалей. Но особо в семье дорожат письменными Благодарностями, объявленными приказами Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина. Тексты гласят, что Благодарности объявлены участнику боев Тропникову В.С. за город Ортельсбург, за город Браунсберг, за разгром немецких войск Ю-З Кинисберга, за ликвидацию группы немецких войск Ю-В Берлина. Войсковая часть Полевая почта 63530.
Демобилизация после войны случилась не срезу. Увольняли фронтовиков в несколько очередей. Виталий Степанович попал во вторую очередь – 28 октября 1945 года – как «получивший три и более ранения».
Вернулся в свою родную деревню. Женился на Глафире Михайловне. Весной 1947 года устроились с ней работать в Топоровский лесопункт. В поселке Витюнино для лесорубов стояли бараки. Молодых поселили в двухэтажный барак (были тогда и такие), который стоял у реки Виледь. Там же в бараке у супругов родились дочь Антонина (1948 г.р.) и сын Владимир (1952 г.р.). К 1954 году семья построила в Витюнино собственный дом и переехала в него.
В Топоровском лесопункте Виталий Степанович работал сначала завхозом, потом помощником мастера. Через два года и сам стал мастером. В 1951 году его с работы направили в Великий Устюг на курсы электромехаников, где он удачно отучился и 7 лет работал в этой должности.
Владел Виталий Степанович малоизвестным у нас в Урдоме мастерством изготавливать деревянные лодки. На реке Виледь это был очень старый промысел. Вот как рассказывают об этом его родственники. Лодка вырубалась из толстого бревна осины длиной примерно 6 метров. Сначала с него вдоль стесывалась примерно половина. Потом по всей поверхности бортов и дна лодки снаружи сверлом наносились отверстия примерно через 20 см каждое друг от друга. В каждое отверстие вбивался смазанный смолой деревянный шпенёк (чопик) длиной 2 см. Это делалось для того, чтобы при вырубке лодки оставить необходимую толщину борта. С помощью топора и тесла вырубалась внутренность будущей лодки. До тех пор, пока изнутри не появлялся конец шпенька. Затем внутрь наливалась горячая вода для того, чтобы борта лодки раздвинулись шире, чем была толщина бревна. Изнутри лодки между бортами вставлялись несколько упруг – деталей в виде полудуг, предназначенных для придание лодке жесткости. А снаружи вдоль верха обоих бортов прикреплялись набои (в виде досок), так, чтобы борт лодки находился между упругой и набоем. Это делалось для увеличения высоты бортов. Щели и вся лодка снаружи промазывалась смолой.
В связи с реорганизацией Топоровский лесопункт из Вилегодского леспромхоза вместе с рабочими переходит в состав Верхне-Лупьинского. И с 1 января 1958 года Виталий Степанович числится электромехаником на электростанции ПС-12-200 на заготовке леса. Но состояние здоровья после трех военных ранений не дает сил работать в лесу. Через год пришлось переводиться слесарем по ремонту бензопил «Дружба». И так до 1977 года.
О том, что здоровье было изрядно подорвано, Виталий Степанович заметил сразу после возвращения с войны. Там, видать, организм находился в состоянии стрессовой мобилизации, и многие чувства просто затупились. А после войны организм, как будто отошел, расчувствовался. Вот тут и стали обращать на себя внимание и раны, и всё что можно было другое. Вдруг, как по команде разболелись зубы, один за другим, без остановки.
Воспоминания Виталия Степановича, оставшиеся в памяти его родственников, доносят до нас тяжкий быт Великой Отечественной войны. Мы это сейчас и допустить не можем, но все годы войны, например, солдаты зимовали в окопах без крыши над головой и печек для обогрева. А это могло быть и двадцать, и тридцать градусов мороза. Дождь тоже был непогодой, от которой невозможно укрыться. Намокшая шинель на морозе становилась колом, а организм человека не мог сам себя нагреть. В окопе без движения одежда высыхала сутками. Однажды, вспоминал Виталий Степанович, подразделение остановилось на ночлег в селе. В избу набилось несколько десятков солдат. Хозяева ночевали на печи, а весь взвод спал сидя на полу. После того, как нагрелись, солдаты сняли сапоги. От вспотевших ног, не многие решились дальше ночевать в доме.
Или, например, нехватка сна. В периоды наступления наших войск, подразделения шли маршем без остановок по 2-3 дня. Темпы наступления снижать было опасно. Разрешалось присесть лишь на время обеда. Спали на ходу так: шли по три человека, взяв сбоку друг друга под локти. Тому, что посередине, позволяли «отключиться», ему нужно было только немного переставлять ноги, а крайние товарищи его просто тащили под руки. И так, меняясь, отдыхали по два часа каждый.
Так что в 1977 году Виталий Степанович вынужден был уволиться из лесопункта, в связи с переходом на пенсию по инвалидности. Итого, проработав в леспромхозе 30 лет. В 1970 году он был награжден медалью За доблестный труд, а Приказом № 236 от 12.09.1973 года – занесен в Книгу Почета Верхне-Лупьинского леспромхоза.
Прожил Тропников Виталий Степанович до 78 лет, умер в 2001 году. Его супруга Глафира Михайловна не на много пережила мужа, умерла в 2003 году. Похоронены супруги Тропниковы на Урдомском кладбище.
Якимов С.И.

(текст статьи из газеты «Вечерняя Урдома» от 04.05.2018 г.)

Тропников Виталий Степанович. Декабрь 1945. ВОВ

Тропников Виталий Степанович. Декабрь 1945. ВОВ

Благодарность Тропникову В.С. от 23.01.1945. ВОВ.

Благодарность Тропникову В.С. от 23.01.1945. ВОВ.

Благодарность Тропникову В.С. от 20.03.1945. ВОВ.

Благодарность Тропникову В.С. от 20.03.1945. ВОВ.

Благодарность Тропникову В.С. от 29.03.1945. ВОВ.

Благодарность Тропникову В.С. от 29.03.1945. ВОВ.

Благодарность Тропникову В.С. от 02.05.1945. ВОВ.

Благодарность Тропникову В.С. от 02.05.1945. ВОВ.

Красноармейская книжка Тропникова В.С. от 03.02.1944 (1)

Красноармейская книжка Тропникова В.С. от 03.02.1944 (1)

Красноармейская книжка Тропникова В.С. от 03.02.1944 (2)

Красноармейская книжка Тропникова В.С. от 03.02.1944 (2)

Красноармейская книжка Тропникова В.С. от 03.02.1944 (3)

Красноармейская книжка Тропникова В.С. от 03.02.1944 (3)

Красноармейская книжка Тропникова В.С. от 03.02.1944 (4)

Красноармейская книжка Тропникова В.С. от 03.02.1944 (4)

Красноармейская книжка Тропникова В.С. от 03.02.1944 (5)

Красноармейская книжка Тропникова В.С. от 03.02.1944 (5)

Красноармейская книжка Тропникова В.С. от 03.02.1944 (6)

Красноармейская книжка Тропникова В.С. от 03.02.1944 (6)

Красноармейская книжка Тропникова В.С. от 03.02.1944 (7)

Красноармейская книжка Тропникова В.С. от 03.02.1944 (7)

Красноармейская книжка Тропникова В.С. от 03.02.1944 (8)

Красноармейская книжка Тропникова В.С. от 03.02.1944 (8)

 

Темы: