Мы тоже трудились в леспромхозе

"Участок Верхний Вочес закрыли и в апреле 1958 г. нашу семью на двух лошадях перевезли в Витюнино. Вместе с нами, привязанная к саням, шла корова. Поселили нас в щитовом доме в четвертушке. Улица наша в народе называлась Киверская, т.к. дома были перевезены с Кивера в 1947 г. Некоторые из этих домов до сих пор служат людям жильем"

К Юбилейной дате леспромхоза
Прочитав в газете «Вечерняя Урдома» несколько статей, посвященных юбилею Верхне-Лупьинского ЛПХ, решила написать о своем отце и нашей семье.
Кондаков Геннадий, Харитонов Н.Н., Бородин Н.В., неизв., Кобелев А., Верещагин А. п.Витюнино Верхне-Лупьинского леспромхоза. Во время лесосплава. ВУ от 18.05.2018.

Кондаков Геннадий, Харитонов Н.Н., Бородин Н.В., неизв., Кобелев А., Верещагин А. п.Витюнино Верхне-Лупьинского леспромхоза. Во время лесосплава. ВУ от 18.05.2018.

Мой отец Харитонов Николай Николаевич родился в 1928 году в деревне Ивановская Селянского сельского совета Вилегодского района Архангельской области. Люди говорили, что в доме, который незадолго до этого купили мои бабушка Ксения Антоновна и дедушка, у прошлых хозяев случались несчастья. Поэтому папа родился в Дорофеевской избушке, за несколько километров от деревни. В 1935 г. у отца родилась сестра Нина, которая прожила только 5 лет. В 12 лет отец тоже сильно заболел, бабушка пошла к монашенке, которая лечила его молитвами и святой водой. Папа выздоровел, монашенка стала его крестной матерью. Помню, когда мама по делам ходила из Витюнино в село Селяна, отец всегда просил ее зайти к крестной и передать то 3 рубля, то 5 рублей. Он всегда ее помнил.
Мой дед Харитонов Николай Никитич погиб на фронте. Жить в колхозе было очень тяжело. Когда голодали, ели даже опилки, не говоря уже о гнилой картошке и различной траве.
Отец закончил семилетку в селе Селяна. Учился он хорошо, у него был очень хороший почерк. В армии служил в Германии 4 года. Вернувшись, работал в колхозе, затем в ОРСе Вилегодского ЛПХ продавцом на лесозаготовительном участке Верхний Вочес. Там он и познакомился с моей матерью Меньшаковой Анной Трофимовной. Мама родилась в 1934 г. в деревне Самино Вилегодского сельсовета. С 1952 года она работала в Топоровском лесопункте Вилегодского леспромхоза. Лес валили лучковой пилой и вывозили на лошадях тяжеловозах, привезенных после войны из Германии.
В 1954 г. мои родители поженились. В 1955 году родилась я, в 1956 г. сестра Валентина, в марте 1958 г. сестра Галина. С нами нянчилась мать отца.
Участок Верхний Вочес закрыли и в апреле 1958 г. нашу семью на двух лошадях перевезли в Витюнино. Вместе с нами, привязанная к саням, шла корова. Поселили нас в щитовом доме в четвертушке. Улица наша в народе называлась Киверская, т.к. дома были перевезены с Кивера в 1947 г. Некоторые из этих домов до сих пор служат людям жильем.
В 1958 году Топоровский лесопункт передали в состав Верхне-Лупьинского леспромхоза (был переименован в Витюнинский). Очень многие селянцы, проживающие там, переехали в поселок Фоминск Вилегодского района, мои родители остались. Мама работала сучкорубом и даже толкачем деревьев, папа мотористом бензопилы, валил лес, строил лежневые дороги. Весной всегда работал на сплаве леса.
Позднее отец стал бригадиром малой комплексной бригады. Одним из первых возглавил укрупненную лесозаготовительную бригаду. Был членом коммунистической партии, вел общественную работу. Был председателем цехкома и народным судьей, да просто был хорошим человеком. К нему очень часто приходили люди за советом и помощью, чтобы оформить какие-либо документы.
Я очень любила своего отца. Когда я пошла в первый класс, то умела писать, читать и считать на счетах. Этому меня научил папа, так как в детский сад мы не ходили. Он всегда мне давал задания, например: прописать цифры от единицы до десяти к его возвращению с работы. Я внимательно следила за временем и как только часы показывали 16 часов, я быстренько усаживалась за писанину. Родители возвращались с работы и приносили нам гостинцы от зайчика и белочки. Летом ягоды на веточках, зимой, то сухарик, то кусочек сала от обеда. Мы были очень рады и прыгали от удовольствия. Папа проверял мою тетрадь и давал новое задание на следующий день.
В 1964 году родился мой брат Геннадий. В 1966 г. маму по состоянию здоровья вывели на группу по инвалидности, на этом ее трудовая деятельность в леспромхозе закончилась. До выхода на пенсию в 1984 г. она работала уборщицей в Витюнинской восьмилетней школе. Мама награждена медалью Ветеран труда.
Наша семья всегда держала скота и выращивала картофель. Все отпуска и выходные родители трудились на сенокосе, затем на картофельном поле, а зимой на вывозке сена. Мы всегда помогали им, и даже наша старенькая бабушка не сидела без дела.
Когда я закончила Витюнинскую школу, папа посоветовал мне поступить в Ухтинский лесотехнический техникум на экономиста. В пример мне ставил работающую в Витюнинском лесопункте экономистом Юнашеву Любовь Дмитриевну. Я согласилась, правда на экономическое отделение не поступила, так как было 8 человек на место, мне предложили учиться на отделении технологии лесозаготовки.
По окончании техникума в 1974 г. я была направлена мастером приречного нижнего склада в Приуральский лесопункт Верхне-Печорского ЛПХ в Коми АССР. Когда из лесопункта уехала инженер-экономист, мне предложили за нее поработать, так я и осталась в конторе. Заочно училась в Калашниковском планово-учетном техникуме. После замужества и рождения двоих детей мы с мужем стали думать, куда бы переехать из Приуральского, т.к. сообщение с районом было только на самолете АН-2 (кукурузнике). После очередного отпуска и беседы с отцом, мы в 1982 году переехали в Витюнино. Моего мужа Дмитриенко Николая Михайловича приняли на работу шофером на перевозку рабочих, а меня нормировщиком на время отсутствия основного работника. С 1983 по 1986 годы мы с мужем работали в Вилегодском ЛПХ по согласованию сторон.
За время работы в Верхне-Лупьинском леспромхозе моего отца неоднократно награждали грамотами, ценными подарками, денежными премиями к праздникам. Он награжден юбилейной медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». В мае 1971 г. награжден орденом «Знак Почета», в сентябре 1972 г. ему было присвоено звание «Почетный мастер» заготовок леса и лесосплава с выдачей нагрудного знака. Неоднократно признавался ударником коммунистического труда, победителем соцсоревнования, был ударником 9-й пятилетки. Имя отца занесено в Книгу Почета леспромхоза. Являлся Заслуженным работником ВЛПХ.
Папа всегда относился к подчиненным справедливо, рабочие на него не обижались, уважали его, прислушивались к его мнению. Он очень гордился тем, что зимой 1984 года его бригада перевыполнила план по лесозаготовкам. Летом собирался пойти в отпуск, но, к сожалению, умер в мае от сердечного приступа.
В Витюнинском лесопункте, до его закрытия, я работала старшим бухгалтером и нормировщиком. Муж работал вальщиком леса и бригадиром лесозаготовительной бригады в Витюнино и в Урдоме.
Трудились в леспромхозе и другие члены нашей семьи. Сестра Харитонова Валентина Николаевна работала в Урдомском Доме культуры с 1980 по 1985 год, затем перешла на работу воспитателем детского сада «Ласточка». Она трудится там и по сегодняшний день. Вот ее воспоминания о том, как в Витюнино поступили лесовозные машины МАЗ-509: «Когда в первый раз мы увидели такие большие машины, то были очень удивлены. Нам очень хотелось прокатиться на них, ждали на окраине поселка, когда машины пойдут в гараж. Иногда какой-нибудь водитель разрешал забраться в кабину, нас вмещалось человек 7-8 детворы, и, затаив дыхание от такого везения, мы ехали до ворот гаража, оглядывая с высоты улицу». Еще Валентина вспоминала: «Когда мы учились в Урдомской средней школе и жили в интернате, то всегда восторгались и гордились, если на световом табло диспетчерской горела надпись «Витюнинский лесопункт». Мы знали, что в этот день лесопункт выполнил план по вывозке леса».
В Витюнинском лесопункте трудился и мой брат Харитонов Геннадий Николаевич. Он начал работать с октября 1981 года слесарем. Был награжден знаком ЦК ВЛКСМ «Молодой гвардеец XI пятилетки II степени». После службы в армии вернулся в Витюнино, работал в гараже, прошел курсы подготовки водителей автобусов в Вельской лесотехнической школе. Работал водителем на перевозке рабочих, водителем на вывозке леса, когда вывозка шла в три смены. Лес возили на приречный нижний склад и на станцию Светик. После закрытия Витюнинского л/п, работал в РММ леспромхоза на вывозке леса до 2005 года. К работе относился ответственно, Пользовался уважением среди товарищей.
Наши родители привили всем детям любовь к труду и ответственность к своему делу. Я думаю, что наши семьи внесли немалый трудовой вклад в работу ордена Трудового Красного Знамени Верхне-Лупьинского леспромхоза.
Дмитриенко Нина Николаевна

(статья из газеты «Вечерняя Урдома» от 18.05.2018 г.)

Темы: