Корабельная роща на Верхней Лупье

Что бы смогли сделать корабельных дел мастера, кабы не корабельный лес, который указами Петра I велено было отмечать «корабельными рощами» и использовать только по назначению. К 1850 году по всей Архангельской губернии их насчитывалось не более 200. Одна корабельная роща числилась на реке Верхняя Лупья. Только вот незадача: где именно – не известно.

Впервые в Российской Империи лес стал рассматриваться в качестве ресурса для использования в военных целях в законодательстве Петра I. «Разбередили душу молодого государя иноземные друзья рассказами о морских просторах, и вот, бросив все неотложные дела, устремился он на Север, в далекий Архангельск, к своим единственным морским воротам.
Указами от 19 ноября 1703 г. и от 19 января 1705 г. Петр I заповедал лучшие леса страны, в том числе и беломорские, на нужды государственного флота. В них говорилось, что по берегам больших рек на 50 верст, а по малым рекам на 20 верст считать заповедными дуб, ильм, вяз, ясень, лиственницу и сосну от 12 вершков (52,8 см) и использовать их только на корабельные нужды. Позднее, с 1765 г., все заказные леса стали именоваться корабельными лесами.
К началу XIX в. корабельные леса были разделены на рощи, каждая из которых имела достаточно точные планы, детальные описания и сведения о количестве деревьев, годных на те или иные части корабля. В середине столетия на территории Архангельской губернии числилось 197 корабельных рощ общей площадью 339 тыс. гектаров. В результате истощения лесов в центральных и южных губерниях были расширены работы по выявлению и описанию лучших лесных участков на Севере, к 1873 г. число рощ на Севере было доведено до 276, а их площадь до 1157 тыс. гектаров. Это составляло больше половины всех корабельных лесов России». (Л.Ф.Ипатов, Д.В.Трубин, Т.А.Баталова, 2010). Здесь можно добавить только одно, что весть вычегодский корабельный лес сплавлялся к Архангельскому порту.
Одна из таких корабельных рощ имелась на реке Верхняя Лупья. Об этом свидетельствуют описания реки в 1850 году в Военно-статистическом обозрении Российской Империи и в 1867 году в Георгафическо-статистическом Словаре Российской Империи. Но где именно, эти источники не уточняют. Современные чиновники тоже разводят руками от неведения. Так что остается только гадать.
Первым географическим объектом, выделяющимся на современных картах из череды известных верхнелупьинских топонимов, но подходящим по названию, обращает на себя внимание незаметное урочище «Сосновый бор», что на левом берегу Верхней Лупьи, почти напротив Девятого. Об этом урочище совершенно ничего не известно. Даже в Интернете. Разве что одна из топографических карт 1986 года издания зафиксировала старую зимнюю лесовозную дорогу между поселком Вандыш и этим урочищем.
Вторым и третьим местами, которые ассоциируются с корабельной рощей на реке Верхняя Лупья, являются два участка проектируемого природного Заказника Ленского района примерно по 2-3 гектара каждый. О них указано в п. 2.9 Пояснительной записки к Генеральному плану МО «Урдомское», утвержденного Решением Совета депутатов МО «Урдомское» 25.12.2015. На Карте градостроительного зонирования МО «Урдомское» один из этих участков Заказника протянулся вдоль русла реки Верхняя Лупья от п. Урдома на несколько километров вверх по течению. Второй чуть больше первого раскинулся вдоль берегов реки в месте нахождения п. Вандыш.

(статья из газеты «Вечерняя Урдома» от 08.06.2018 г. Якимов С.И.)

Карта градостроительного зонирования (фрагмент) из Правил землепользования и застройки МО "Урдомское". Утвержд. Решением Совета депутатов МО "Урдомское" от 25.12.2015.

Карта градостроительного зонирования (фрагмент) из Правил землепользования и застройки МО «Урдомское». Утвержд. Решением Совета депутатов МО «Урдомское» от 25.12.2015.

Темы: