Супруги Цыковы

По 40 лет совместной жизни: Павел Степанович, Лидия Николаевна и Верхне-Лупьинский леспромхоз.

В год юбилея Верхне-Лупьинского леспромхоза

Цыков Павел Степанович

Цыков Павел Степанович уроженец Калининской области села Дарьино. На Север приехал после службы в армии к брату Петру, который работал вальщиком на поселке Тридцатый. Погостил, да так и остался в Верхне-Лупьинском леспромхозе, начал работать с 15 марта 1960 года в Няндском лесопункте. Сначала работал помощником вальщика, затем вальщиком, а когда лесопункт закрыли, работал в Тывском лесопункте то же на валке леса, бригадиром. В обязанности была включена и погрузка сортиментов на платформы. За добросовестное отношение к работе награждался Почетными грамотами, неоднократно заносился на Доску Почета леспромхоза. Работал на раскряжевке древесины бензопилой и электропилой на Песочном.
В 1972 году переведен в Урдомской лесопункт оператором ПЛХ, работал на ПЛХ-1 с Гузей Вадимом Александровичем. И здесь Павел Степанович проявил себя, как хороший специалист. Награждается знаком «Победитель соцсоревнования 1973, 1979 годов». Для укомплектования бригады Роговцова Николая Матвеевича перешел на ПЛХ-3. Бригада была дружная, но люди часто менялись. За хорошую работу ему объявлялись благодарности, в 1979 году награжден знаком «Ударник десятой пятилетки». В 1983 году награжден медалью «Ветеран труда».
После производственной травмы ноги работал пилоточем на нижнем складе, оттуда и вышел на пенсию в 2002 году. На работе Павла Степановича ценили, за его золотые руки, все выполнял со знаком качества. Трудовой стаж в В-Лупьинском леспромхозе 42 года, общий трудовой стаж 47 лет. За долголетний и добросовестный труд, в связи с выходом на заслуженный отдых, награжден Почетной грамотой.
В 2016 году ушел из жизни.
Из воспоминаний жены Цыковой Л.Н.

(статья из газеты «Вечерняя Урдома» от 06.07.2018 г.)

прим.1979, п.Урдома. Цыков Павел Степанович (первый ряд справа). Нижний склад Урдомского лесопункта. Газета «Вечерняя Урдома» от 06.07.2018.

прим.1979, п.Урдома. Цыков Павел Степанович (первый ряд справа). Нижний склад Урдомского лесопункта. Газета «Вечерняя Урдома» от 06.07.2018.

Этапы жизненного пути

Цыковой (Шушковой) Лидии Николаевны

Родилась я 23 сентября 1942 года, в деревне Быстрое Вологодской области, в многодетной семье, самая младшая.
Отец Бритвин Николай Тимофеевич, мама Мария Павловна. Корни наши донские казаки по папе, а мама польской крови. Папа участник гражданской войны, имел награды.
Мы (Шушковы) переехали в Урдому 24 августа 1963 года. Жили 2 месяца у родственника Собанина Андрея Андреевича. Потом дали четвертушку на Центральной, с жильем было трудно. И вот 17 ноября появился второй сын Евгений, а старшему Александру было два года.
В 1964 году вышла на работу в Урдомский лесопункт, рабочей на педальную пилу. Вместе с Никулиной Марией и Саламаткиной Лидией разделывали вершинную часть на рудстойку 0,75 метра и складывали в контейнеры. Работали дружно. Зима выдалась очень холодной, морозы были до 45 градусов, дни тогда не актировали. Затем эту пилу закрыли, работали на балансирной пиле. Пилили балансы 1 метр, дообрубали сучья и складывали их в пачки. Вместе со мной в бригаде работали Попова Вера Степановна и Боднарь Галина. За добросовестный труд и высокие производственные показатели неоднократно поощряли Почетными грамотами и ценными подарками. Затем мне предложили перейти точковщиком на погрузку леса в вагоны МПС.
В 1968 году командировали на курсы десятников, в город Вельск. После окончания курсов работала десятником на приемке древесины, затем перевели старшим десятником. Работы было много. На подсобных работах на нижнем складе было до 26 человек. Пять балансирных пил и три бензопилы по два человека: Хомутников Павел Прокопьевич и Хомутникова Ольга Петровна, Никулин Вячеслав Максимович и Никулина Мария Игно. Вершинин Владимир был на распиловке дров на хозяйственные нужды. А затем, после расстановки рабочих по местам, надо было составить сводку о работе за сутки бригадами на разделки древесины, а в конце рабочего дня принять объем работ сделанных за день.
В 1974 году назначили мастером на разделку древесины. Я была первая женщина — мастер. Мастерами в то время работали Калинин Витольд Александрович и Плеер Владимир Петрович. Работа была сменная. В 1979 году родила дочь Светлану, ее в 9 месяцев взяли в ясли, а меня перевели мастером по качеству древесины Урдомского лесопункта, работа была только в день.
В 1977 г. заочно окончила Московский лесотехнический техникум по специальности «Планирование на лесозаготовках». В 1982 году перевели нормировщиком ЖКО леспромхоза. В 1983 году командировали на месячные курсы повышения квалификации в Сыктывкарский ИПК. После окончания которых, мне предложили работу в планово-экономическом отделе леспромхоза, там я отработала техником 9 лет. В плановом отделе работала вместе с Коренковой Риммой Николаевной. С 31 декабря 1992 года вышла на заслуженный отдых.
Дочка у меня еще училась в школе, надо было ей дать образование. А это не простые времена. Перестройка. Стали миллионерами без денег, т.к. со сберкнижки снимать нельзя, пенсии не давали 3 месяца, а зарплаты 9 месяцев.
21 января 1993 года меня приняли в Урдомский лесопункт диспетчером УЖД, работала до 2002 года, а последние 5 месяцев подменяла Ваганова Алексея Васильевича, работала исполняющим обязанности начальника УЖД.
Мой трудовой стаж в леспромхозе 38 лет, а общий 43 года, не считая работы во время летних каникул в колхозе. В Верхнелупьинском леспромхозе за долголетний добросовестный труд награждена медалью «Ветеран труда», есть почетные грамоты, ценные подарки.
Немного о семье. Главное в жизни дети. Они все получили высшее образование. Старший Александр — Московский лесотехнический институт в городе Мытищи. Средний Евгений — Тюменский нефтегазовый университет. Младшая Светлана — Московскую государственную юридическую академию.
Я как мама горда за своих детей, хотя в жизни были очень трудные годы. Все пережила благодаря лучшей подруге Косачевой Фаине Игнатьевне.
Дети помогали по хозяйству, взаимопонимание было во всем. И сейчас не забывают.
С первым мужем Шушковым Вячеславом Михайловичем прожили 13 лет. Уехал в Кемерово к брату, откуда оба отправились в Магаданскую область в геологоразведочную экспедицию там Вячеслав Михайлович погиб. Он тоже работал в Верхнелупьинском леспромхозе десять лет: рабочим на погрузке леса в вагоны МПС, крановщиком, мастером на погрузке леса, начальником нижнего склада Урдомского лесопункта.
Спустя 5 лет я вышла замуж за Цыкова Павла Степановича. Он работал оператором ПЛХ в бригаде Роговцова Николая Матвеевича, который был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Прожили мы с Павлом Степановичем вместе около 40 лет в мире и согласии. В 2016 году ушел из жизни дорогой мне человек.
Вот моя жизнь в Урдоме идет своим чередом с Божьей помощью.
Цыкова Л.Н.

(статья из газеты «Вечерняя Урдома» от 06.07.2018 г.)

командиры производства

МАСТЕР

Поселок заканчивая рабочий день. Шли по улицам Урдомы усталые пропыленные люди в рабочих спецовках. Замолкали на нижнем склада лесопункта жужжащие пилы, и только краны, нависшие над штабелями древесины, медленно двигались, осторожно неся на весу пачки сортиментов. Но не проходило и часу, как снова оживал нижний склад, одна за другой приступали к работе бригады ночной смены. И словно повторялось вновь рабочее утро: входили в привычный ритм пилы, несли отпиленные сортименты к штабелям транспортеры. Постепенно угасал день, пустели улицы поселка, но долго еще трудился нижний оклад.
Цыкова (Шушкова) Лидия Николаевна. Нижний склад Урдомского лесопункта. Газета «Маяк» от 28.07.1981.

Цыкова (Шушкова) Лидия Николаевна. Нижний склад Урдомского лесопункта. Газета «Маяк» от 28.07.1981.

Ночной смене Лидия Николаевна Цикова, мастер по качеству нижнего склада, всегда отдавала предпочтение перед дневной. Сейчас больше приходится работать днем, но когда надо заменить кого-то из мастеров ночной смены, она не отказывается. Нет ночью такой суеты, какая порой царит днем. Непривычно пусто и тихо в конторе нижнего склада, и только на площадках полуавтоматических линий в сумерках наступающего вечера трудятся люди. В такие часы возрастает ответственность мастера: что бы ни случилось, решение принимает он один, посоветоваться не с кем. За людей, за механизмы, в целом за работу — за все сейчас в ответе он, мастер нижнего склада.
Путь из рабочих в мастера, руководители стая вполне обычным для многих. Прошла такой путь и Лидия Николаевна. Много лет назад начинала она работать в небольшой, женской бригаде на балансирной пиле. Их труд со стороны мог показаться несложным: клади под циркулярную пилу вершинки хлыстов да распиливай на ровные чурки. Но попробуйте делать эту операцию весь день, да к тому же порой в дождь или снег. Но кто работал с Лидией Николаевной в те годы, ни разу не помнят, чтобы она была хмурой, невеселой. Потом она выучилась на десятника, была старшим десятником. Однажды подошел к ней начальник лесопункта и сказал коротко, как о давно решенном: «Поработай мастером». Вначале подумала, что шутит, потом начала отказываться, но тот был неумолим: «Поработай хоть месяц». Понять ее решительный отказ тогда несложно, ведь до этого мастерами были мужчины, и она сама не раз видела порой ожесточенные споры между мастером и рабочими. Представить себя в такой ситуации на месте мастера она просто не могла.
Все оказалось проще. Утром с улыбкой, с шутливым словом, точно так же, как раньше приходила на работу десятником, обошла все бригады. Приняли ее как мастера везде хорошо. И странное дело, там, где другим мастерам приходилось добиваться своего приказом, ее слушались беспрекословно. Правда, были и такие бригадиры, которые считали: мастер-новичок, да к тому же не мужик, можно выспорить. Такие убеждались сразу, что за веселым легким характером, за улыбкой стоит твердость, убежденность.
На нижнем складе мастеру приходилось ежедневно решать массу вопросов. Причем не только чисто производственных. Представьте себе такую ситуацию. Ночная смена, вы приходите в бригаду и застаете рабочего уже с открытой бутылкой водки (днем давали аванс). Как быть? Ругать, угрожать прогулом, отобрать бутылку? Лидия Николаевна поступила иначе. Заговорила с рабочим. Пристыдила, добилась в конце концов того, что рабочий сам расстался с бутылкой. Все приступили к работе.
Главное в работе руководителя — справедливость. Это давно уже стало основным правилом Лидии Николаевны. Если что-то пообещал сделать людям — обязательно сдержи слово. Зато потом, когда отдашь бригаде какое-то распоряжение, тебя послушают беспрекословно, потому что верят тебе.
Месяц, который просил начальник поработать мастером, обернулся годами. За эти годы Лидия Николаевна закончила Всесоюзный заочный лесотехнический техникум, стала опытным мастером. В прошлом году ей предложили важный участок работы по нижнему складу — качество продукции. Три раза в неделю проходила она по всем бригадам, проводила контрольные замеры сортиментов, проверяла выполнение ГОСТов. Но этого, она понимала сама, было мало. В разговоре с бригадирами, рабочими о качестве почти все жаловались на то, что на верхнем складе плохо обрубаются сучки. Из-за этого теряется время на разделочной площадке, снижается качество. Разговоры с мастерами верхнего склада к никакому результату не приводили. Тогда в один из дней Лидия Николаевна выехала в лес, побывала на мастерском участке, побеседовала с каждой лесосечной бригадой, с каждым рабочим ведущей професиии, от кого зависит обрубка сучьев. После этого обстановка резко изменилась, улучшилось положение в целом по качеству. По сравнению с прошлым годом значительно снизилось число рекламаций. И надо признать, в этом есть заслуга мастера Лидии Николаевны Циковой.
О. УГРЮМОВ. На снимке: Л.Н. Цикова.

(статья из газеты «Маяк» № 90 от 28.07.1981 г., опубликованная в газете «Вечерняя Урдома» от 06.07.2018 г.)

Темы: