Ни о чем, но в другом тоне

30 апреля Игорь Орлов как-то извиняясь или прощаясь обратился к жителям Архангельской области. Ничего нового не сказал. Всё тоже самое про "ни о чем". Но уже спокойно, без "шелупони" и "я сам всё знаю". На следующий день на ст.Шиес собирается народ. Много народу. А сегодня туда прибыл ОМОН. В вагоне-телятнике, но со щитами для разгона демонстраций.

Игорь Орлов покаялся и признал свои ошибки?

30.04.2019 БеломорКанал

Или это тактический ход забалтывания? Сегодня в соцсети запоявилась пространная запись от имени пока еще губернатора Архангельской области Игоря Орлова. Там он высказывается об акции героем «Севмаша» и просил ли он их покарать, а также вновь проговорил про могильник в Шиесе, правда, уже без диких победных реляция, что пойдет напролом несмотря ни на что. Напомним, на самом Шиесе с каждым днем идет эскалация конфликта со стороны силовых структур, ситуация грозится вылиться в крайне катастрофическую.
Как написано сегодня в аккаунте пока еще губернатора: «За последнее время накопилось много вопросов, на которые я должен ответить. Речь, конечно же, про планируемый полигон на станции Шиес и связанные с ним событиях.
Заодно, пожалуй, в очередной раз выскажу позицию областного правительства по этому поводу и закреплю эту запись, чтобы она всегда оставалась вверху.
Начнем, пожалуй, с самого свежего – плакат на Севмаше. В интернете начала распространяться информация о том, что я, якобы, просил руководство завода уволить тех, кто повесил этот плакат. Это неправда. Я прокомментировал ситуацию сразу, сказал, что искать кого-то и наказывать у меня желания нет. Каждый имеет право говорить, что хочет. Но если эти действия как-то нарушили внутренние правила Севмаша или технику безопасности, то этим должно заняться руководство предприятия, а не правительство Архангельской области и не губернатор. Конечно, я не могу сказать, что для меня безразлично то, что случилось. Я прекрасно знаю о настроениях части общества по отношению к проекту «Шиес», прекрасно понимаю, что мы не смогли вовремя объяснить, что происходит. Но особенно тяжело принять, что донести свою позицию не удалось даже до тех, с кем мы общались больше и ближе всего – до северодвинцев. Учитывая то, какая широкая и продолжительная дискуссия велась по Рикасихе. Встреч с населением, трудовыми коллективами заводов, руководством и ветеранами труда в Северодвинске было больше, чем где-то ещё в регионе. И все равно остаются вопросы.
Отсюда мы переходим к общему: много людей в Архангельской области не знают, что же все-таки происходит – будет «Шиес» или нет? Экология региона погибнет, если проект будет?
Ответов на эти вопросы сегодня нет и у областного правительства. Более того – их нет ни у кого.
Одна из самых больших ошибок, которую допустила региональная власть заключается в том, что мы пытались объяснить то, чего в принципе нет, чтобы не породить волну домыслов и слухов. Углубляясь в обсуждение технических нюансов проекта, которые ещё даже не утверждены, мы уходили все дальше и дальше в непонимание, о чем вообще спор.
Хотя все предельно просто: на сегодняшний день технического проекта «Шиес» нет, земельный участок под планируемый полигон никто инвестору не выделял, проект не прошел Госэкспертизу. Поэтому нельзя утверждать, что он нанесет урон окружающей среде и нельзя утверждать, что он будет безопасен. Пока мы не увидим все необходимые для запуска проекта документы, его нельзя ни одобрить, ни запретить.
Я уже многократно говорил – если в результате исследований станет понятно, что проект может навредить природе, никакого «Шиеса» не будет! В то же время, если проект получит положительное заключение Госэкспертизы, у нас не будет оснований отказать инвестору в его реализации.
В этот момент мне обычно задают очень резонный вопрос: если «проекта нет», то что же там строится? Да, рядом со станцией Шиес присутствует техника и ведутся работы. Инвестор заявляет, что строит погрузочно-разгрузочную площадку. Но делает он это строго на земле, арендованной у РЖД. Сам по себе линейный объект экологической угрозы не несет. Поэтому как бы кто этого не хотел, но ни губернатор, ни надзорные органы не могут запретить продолжать вести эти работы, если все в рамках закона.
Кстати за соблюдением закона правительство Архангельской области следит очень пристально, и в случае выявления нарушений следует незамедлительная реакция. Напомню, что два эпизода незаконных рубок – когда инвестор вышел за границы территории, арендованной у РЖД, – были обнаружены именно в ходе рейдов сотрудников Яренского лесничества. Также совместными усилиями областного министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, Росприроднадзора и Ростехнадзора было выявлено несколько административных правонарушений.
Только когда мы все увидим документы к проекту, можно будет официально и аргументированно сказать – несет планируемый полигон угрозу экологии или нет, можно продолжать проект или инвестору придется искать другое место. Вот такая позиция региональной власти на сегодняшний день, если максимально коротко.
И такой она останется до тех пор, пока мы не увидим все необходимые документы. А произойдет это, как ожидается, только ближе к концу года – каждая из процедур по оценке воздействия на окружающую среду и другие проверки имеют свой срок проведения. Областное правительство и мэрия Москвы договорились подписать специальный протокол – с датами и сроками всех мероприятий, которые должен будет провести инвестор, чтобы принять решение о продолжении проекта или его отмене.
Любая другая трактовка позиции регионального правительства – это неправда. Разговоры о том, что «обо всём уже договорились», «нас не спросят и втихую построят» – это самая откровенная ложь! Если бы кто-то действительно уже «всё решил», наверное, полигон уже был бы построен.
Мы будем действовать только так, как сказано выше – дождемся результатов всех экспертиз и примем дальнейшее решение. Ровно этой же логики все придерживались, отрабатывая проект межмуниципального полигона под Рикасихой: мы внимательно исследовали территорию, учитывая все переживания местных жителей, и убедились, что создавать необходимый объект там нельзя. Хотя вокруг него тоже было очень много разговоров о том, что «все уже решено», «раз собрались, значит сделают» и так далее.
Я понимаю, что сегодня модно не верить власти. Все, что бы я не заявил, как губернатор, подвергается самому критическому разбору и анализу. Зато любая другая информация зачастую воспринимается как самая настоящая истина – какой бы выдуманной она не была на самом деле. Подвергать сомнению увиденное и прочитанное безусловно стоит, но, как мне кажется, это должно распространяться абсолютно на всю информацию, а не только на позицию власти».
В завершение говорится, что «Комментарии для этой записи будут открыты. Оскорбления, ненормативная лексика, комментарии не по существу и политические лозунги, само собой, будут удалены. Рациональные предложения не останутся без внимания».

Все уже решено, Игорь Анатольевич, и не стоит тешить себя иллюзиями. Комментарий БК на заявление Орлова

30.04.2019. БеломорКанал

В высказывании Игоря Орлова нет никаких реальных шагов навстречу обществу, не говоря уже об уступках. Именно этого сейчас ожидают жители Архангельской области. Вовсе не из-за каприз, не из-за упертости, просто все понимают, что на кону слишком многое, практически все. Но что предлагается? Мусорная рулетка? Никто ничего не знает, неведомо что будет, но остановить ничего невозможно, пока не подоспеют заключения экспертиз…
Но что такое экспертизы, как они готовятся?.. Тут ведь тоже можно долго рассуждать, есть ли вера всем им, ведь сам Игорь Орлов еще на в начале года на встрече с журналистами говорил, что видел все документы с печатями, по которым выходит, что Шиес — богоданная земля проворачивать что угодно.
С другой стороны, никакие экспертизы, никакие мониторинги не являются панацеей и оберегом от всех возможных бед и напастей. Они могут гарантировать, что мусорный могильник через десять лет не взорвется помойным ядом? А через двадцать, пятьдесят? Никто не даст гарантию, потому как проект – вопиющая дикость. Именно эта дикость и возмутила людей, заставила их становиться живым житом на пути этой заразы.
С чем пришел сегодня в соцсеть Игорь Орлов или его тень? С открытым комментарием под записи? Это все? Общество ожидало волевого решения, например, полного моратория на какие-либо работы в Шиесе, заморозки проекта, хотя бы до получения всех необходимых заключений и общественного обсуждения. Вместо этого, Игорь Анатольевич, по сути, заявил, что ничего не может поделать и предложил жителям области становиться лишь пассивными наблюдателями за процессом и ждать, когда само собой что-нибудь да решится.
Он в сотый раз пытается убедить людей в том, что на Шиесе ничего нет и обсуждать пока нечего. Сам он там, как известно, не был, а жителям Ленского района, которые денно и нощно стоят живым щитом, получается, что все мерещится и кажется. Болотными газами надышались, не иначе.
Почему ни слова не сказано об ожидаемом и очевидном: с какой стати на Шиес стягиваются полицейские подразделения, почему они, по сути, начинают обслуживать только одну сторону конфликта и полностью игнорируют позицию людей. Зачем там нужны «космонавты», что они там собираются делать? Болота осушать или экспертные заключения готовить? Обо всем этом ни слова, а между тем, ситуация в любой момент может вылиться во что-то ужасное. Понятно, что можно опять спихнуть с себя ответственность и сказать, что силовые структуры не подчиняются и проводят там какие-то тренировочные сборы на свежем воздухе, но, исходя из ситуации, можно предполагать все что угодно. Например, что запись в соцсети может быть отмашкой на обострение конфликта, полную зачистку территории с втаптыванием людей в торф, чтобы потом сказать: «Я все сделал, вот даже в соцсети написал, но с этими людьми-экстремистами не договориться, а посему умываю руки».
Снова много говорит про домыслы, слухи и ложь, но ни слова о том, кто породил эту ложь и умножал долгие месяцы, облучая регион какой-то совершенно запредельной скверной. Кто? Снова подлые журналисты все перековеркали, враги? Или опять ни за что не отвечаем и не подготовились к диалогу? Хотели ли этот диалог, вообще воспринимали общество за сторону диалога или надеялись лишь отмахнуться, как от назойливой мошкары?
Но сейчас-то все иначе и теперь на самого Игоря Орлова можно крайне скептически смотреть и с большой натяжкой воспринимать равнозначной стороной диалога, когда мы имеем полное банкротство с точки зрения доверия. Можно ли с банкротом вести дела? Вопрос риторический. Сейчас вовсе не «модно не верить власти», но власть в Архангельской области сделала все для этого и даже больше.
Возможно ли отмотать всю мерзость последних месяцев вспять? Все возможно, но нужны волевые и мужественные поступки, откровенность, но с этим дефицит. Вместо этого старые песни о главном: про ничего и никак, и не решено. Да все уже решено, Игорь Анатольевич, и не стоит тешить себя иллюзиями: никакого адского могильника в Шиесе либо в другом месте не будет, все прочие действия по проталкиванию этой дикости ведут лишь к умножению персональной вины. Причем, общество вовсе не ждет какой-либо капитуляции, а здравомыслия, такта реальности и ответственности. Тут работы невпроворот, а нам в помоях предлагают погрязнуть.
Андрей РУДАЛЁВ
Темы: