Торжественное закрытие поста «Костер»

26 декабря 2020 года состоялось торжественное закрытие поста «Костер» - самого боевого контрольно-пропускного пункта Шиесского протеста. Решение о закрытие поста приняли активисты, дежурившие на нем посменно последние полгода.

(читать Часть девятую)

Часть десятая
Закрытия постов Шиесского протеста проходит при активном одобрении и искренней признательности общественности в социальных сетях. Торжественная форма мероприятия придает уверенность в том, что решение о закрытии постов принято своевременно, а закрытие полигона отходов на Шиесе необратимо.
Так, например, 28 ноября, при большом стечении урдомчан, состоялось закрытие поста «Шлагбаум».
20 декабря, так же торжественно, закрытие поста «Виледь» отметили его участники. Об этом сообщают активисты в своей группе ВКонтакте «Комитет спасения Северной Двины г. Котлас»: «Сегодня официально закрылся ещё один пост, ранее организованный активистами и принимавший участие в борьбе за Шиес — пост Виледь. Почти год жители Котласа, Коряжмы, Виледи, Красноборска и других населенных пунктов несли там вахту, осуществляя наблюдение. Сегодняшнее событие собрало большое количество замечательных людей, которые внесли свой вклад в победу на Шиесе. Пост закрыт, но дружеские теплые встречи с песнями под гитару, теплыми беседами и горячим чаем никто не отменял. Каждому человеку, который принимал участие в борьбе за Шиес, неважно каким способом: неся вахты, распространяя информацию, дежуря на бессрочках, посещая митинги, борясь в судах, оставляя продукты для жителей лагеря на Шиесе в пунктах приема, проводя субботники, разделяя мусор на вторсырье – низкий поклон».
Пришло время поставить свою сточку в шиесской истории и посту «Костер». Его имя останется так же неотделимо от Шиесского протеста, как и название самой станции Шиес.
Идея блокировать строительство полигона на Шиесе путем пресечения поставки топлива для строящей его техники возникла в урдомской семье Валерия и Марины Александровны Дзюба. Шиес для них очень дорог как место жительства их и их родителей. Они, как многие из тех мест, чрезвычайно обидно восприняли угрозу превращения места их бывшего дома в помойку. Несколько месяцев они отслеживали передвижение бензовозов по Урдоме и убеждали всех в эффективности своей идеи. Была создана сеть наблюдателей, которые отслеживали поставки топлива в Урдому железнодорожными цистернами на АЗС Байдина, места заправки бензовозов на АЗС Сидорова, режим и маршруты доставки топлива на Шиес автотранспортом. Жителями Урдомы даже проведена тренировка остановки бензовозов на пешеходном переходе в поселке Урдома. До тех пор, пока не было определено наиболее подходящее место и легенда блокировки бензовозов.
Два очередных бензовоза должны были доставить на Шиес топливо 22 февраля 2019 года. Это было в преддверии Дня защитника Отечества. Лучшего момента для решительных действий просто не придумаешь. Сигнал тревоги сработал утром 22 февраля. Первыми к месту будущего поста «Костер» (место примыкание лесной дороги от станции Шиес к газпромовскому технологическому проезду) прибыли жители Урдомы Валерий Дзюба и Александр Николаевич Голоушкин. По пути к месту блокировки они успели обогнать эти два бензовоза, выйти на дорогу и остановить движущуюся технику, преграждая ей путь своими телами. Это была пятница рабочей недели. Морозное утро. К назначенному месту продолжали прибывать жители Урдомы и близлежащих населенных пунктов.
Два сотрудника полиции по Ленскому району (один из них печально известный инспектор ДПС Задворный), пытались выдворить активистов с проезжей части. Но несколько десятков человек двумя полицейскими было не разогнать. Впереди по пути следования бензовозов находился бывший, но уже недействующий, железнодорожный переезд через пути Северной железной дороги. Согласно Правилам дорожного движения, пересечение железнодорожных путей вне действующего железнодорожного переезда запрещено. Взрывоопасный груз бензовозов угрожал жизни пассажирам движущихся поездов. По закону, не являются правонарушением действия граждан, хотя и содержащие признаки правонарушения, но направленные на пресечение более опасного правонарушения. Таким образом, активисты, заблокировавшие бензовозы, были уверены, как минимум, в справедливости своих действий. Не напугало их и указание инспектора Задворного, направлявшего водителей бензовозов прямо на людей.
Моя задача, как юриста, состояла в сборе доказательств, легализующих действия активистов. Поэтому, по прибытию, я прямо на месте написал заявление о пресечении водителями бензовозов правонарушения, угрожавшего пассажирам поездов. И, передав Задворному, потребовал пресечения нарушения и письменного ответа. К вечеру того же дня он привез ответ, из которого следовало, что для пересечения бензовозами «нелегального» переезда имеется соглашение между Технопарком и СЖД. Удивительно, но факт: инспектор по безопасности дорожного движения не стал исполнять требования Правил дорожного движения. Мне же, как вскрывшему это поведение инспектора, выписали первый штраф 1000 рублей за создание помех в движении бензовозов у поста «Костер». Как наиболее активному пешеходу на дороге, второй штраф достался А.Н. Голоушкину. Через некоторое время, за те же самые события нам с ним назначили еще по одному штрафу – уже по 10000 рублей.
Но и штрафные санкции не решили вопрос блокировки бензовозов у поста «Костер». Штрафы оплачивались из материальной помощи, собранной народом на эти цели. Так что протоколы и постановления о наказаниях годились разве что в памятную рамку.
Так, обретя внезапный успех, люди и не разошлись. Тот день 22 февраля закончился уютным и дружеским костром – на обочине дороги, прямо в месте блокировки бензовозов. Дрова и мороженные хлеб с салом стали первыми благами поста «Костер». Большое число прибывшего народу и солидарность с ним урдомских предпринимателей обеспечили достаточное количество дров и продовольствия. Как на вече, было принято решение сделать пост бессрочным.
Так образовался пост, который сначала называли «у костра», а потом просто «Костер». И легендарность ему придала отнюдь не первая блокировка. Они продолжались до тех пор, пока топливо сначала ни стали завозить вертолетами, которые активисты тоже пытались блокировать, и, в конце концов, стройка приостановилась. Не помогло даже оформление Технопарком этой лесной дороги себе в аренду. Был первый вагончик с печкой. Сбор сухостоя на снегоходе Юрия Дежина. Футбол на снегу. Угрозы со стороны государства и бандитов. Неоднократные схватки с охранниками полигона – в прямом смысле до крови и пробитых голов. Как черт, появившийся новый начальник полиции Ленского района Ошеров. Арест им вагончиков активистов. И ответное отобрание активистами вагончиков у Ошерова на посту «Шлагбаум». Суды о сносе построек на посту «Костер» и уголовные дела в отношении нашей боевой молодежи. Всего не вспомнишь. А отдельные поступки некоторых неравнодушных должностных лиц, наверное, не рассказать уже будет никогда.
Всего за время существования поста через него, по моим примерным подсчетам, прошло до семи тысяч защитников Шиеса.
Обо всем этом и вспоминали костровые, собравшись 26 декабря 2020 года на его торжественное закрытие.
Это были в основном урдомские активисты, которые последние полгода посменно ходили дежурить на пост «Костер», как на службу. Обыкновенную армейскую караульную службу. Обеспечение жизнедеятельности поста осуществлялось инициативной группой Чистая Урдома из собранной народом помощи. До тех пор, пока поступали средства. В связи с прекращением строительства полигона, народ стал успокаиваться, и помощь, естественно, стала иссякать. Вопрос о продолжении службы на «Костре» обсуждался с костровыми последние месяцы. Два раза принималось решение еще продолжить деятельность поста. В последний раз большинством голосов костровых было достигнуто общее мнение о его закрытии. Торжественная часть организована и проведена 26 декабря.
Последняя смена на «Костре» планировалась на 30-е. Понятно, что запрета на посещение поста «Костер» другими активистами никто не принимал, и не мог принять. Прекращена та постоянная служба, которая была организована все последнее время. К этому моменту, на посту «Костер» осталось только основное здание и несколько подсобных. Спальное бунгало и навес для Караката демонтированы.
В день торжественного закрытия все прошло, как ожидали, по-доброму. Как в семейном кругу в старые добрые времена. Два узких стола внутри помещения заставлены домашними заготовками. М.А. Дзюба прочитала написанную ею балладу о «Костре». Затем были частушки о Шиесе. Викторина о шиесских событиях. С ответов на ее вопросы начались эмоциональные и продолжительные, на несколько часов, воспоминания о двухлетнем противостоянии народа на Шиесе. Перед самым началом на посту был установлен памятный пограничный столб (как на «Шлагбауме», да и на «Виледи» тоже), вокруг которого и произошло памятное фотографирование. Табличка на столбе гласит: «Пост Костер. Оборона Шиеса 22.02.2019-31.12.2020».
26.12.2020, у ст. Шиес. Торжественное закрытие поста "Костер" Шиесского протеста. Н.Викторов

26.12.2020, у ст. Шиес. Торжественное закрытие поста «Костер» Шиесского протеста. Н.Викторов

26.12.2020, у ст. Шиес. Торжественное закрытие поста "Костер" Шиесского протеста. Памятный столб. С.И. Якимов

26.12.2020, у ст. Шиес. Торжественное закрытие поста «Костер» Шиесского протеста. Памятный столб. С.И. Якимов

Что характерно, закрытие каждого из трех постов («Шлагбаум», «Виледь», «Костер») было воспринято общественностью с благодарностью за продолжительную и успешную службу. В социальных сетях десятки человек оставили свой благодарственный отзыв, тысячи человек закрытие постов оценили положительно.
Неприятный осадок остался только от оценок в интернет-группе «Вести с Шиеса».
(продолжение следует)
С.И Якимов

(статья из газеты «Вечерняя Урдома»)

20.12.2020, у п. Виледь. Торжественное закрытие поста "Виледь" Шиесского протеста

20.12.2020, у п. Виледь. Торжественное закрытие поста «Виледь» Шиесского протеста

20.12.2020, у п. Виледь. Торжественное закрытие поста "Виледь" Шиесского протеста

20.12.2020, у п. Виледь. Торжественное закрытие поста «Виледь» Шиесского протеста

Темы: