Лагерный режим на Шиесе

Палаточный лагерь активистов на Шиесе перестал быть общедоступным. Предпочтения отдаются тем, кто исповедует идеологию лагеря. Для иноверцев свобода передвижения ограничена видео надзором. Свобода слова подвержена цензуре. Право на ночлег и личная безопасность не гарантированы. Презумпция невиновности не действует. Лагерь удерживает группа агрессивно настроенных лиц.

(читать Часть десятую)

Часть одиннадцатая
Со времени официального закрытия проекта Экотехнопарк «Шиес» прошло уже пару месяцев. Документальные подтверждения тому получены из всех возможных инстанций. Для гарантии невозможности строительства полигона отходов даже запущена процедура создания на Шиесе земель населенного пункта с зоной индивидуальной жилой застройки (на таких территориях запрещено законом строить полигоны). По сведениям из самого лагеря, на Шиесе демонтировано и вывезено в Москву уже половина полигона. Запасами привозного песка и местного грунта производится отсыпка бывшей стройплощадки и будущего населенного пункта. Рекультивация территории Шиеса набрала полный ход.
Почти вся общественность, которая отслеживала судьбу Шиеса, признала, что полигона на Шиесе не будет, и стала успокаиваться. Подавляющая часть активистов Шиесского протеста убеждена, что Победа народа в борьбе против полигона на Шиесе случилась.
Посещение Шиеса превращается в паломничество. Одни впервые – чтобы побывать в легендарном лагере, отдать ему дань уважения, выразить свою признательность, вдохнуть воздух народной Победы. Другие хотели бы лично созерцать побег Технопарка, сделать памятные снимки, проконтролировать ход рекультивации. Ветераны Шиеса, например, приезжают, чтобы вновь с чувством глубокой радости и гордости увидеться, пройтись по местам боевой славы и вспомнить, как защищали Шиес.
Обитатели лагеря (люди, постоянно проживающие в нем и регулярно посещающие его) численностью до 30 человек, отказываются признавать Победу народа. И не только отказываются признавать, но и глумятся над ней, называя Победу и победителей «вшивыми», а ее празднование – «победобесием». Причина неприятия Победы очевидна: с ее наступлением на Шиесе исчезает нужда в лагере, что может повлечь его закрытие. А за рекультивацией Шиеса, якобы, возможно наблюдать только из лагеря. Самое неординарное мнение звучит так: снятие лагеря может привести к возобновлению строительства полигона.
Именно на основании разделения людей по их отношению к Победе и лагерю, его обитатели и стали вести прием посетителей в лагере. Что характерно, в публичном пространстве они призывают на Шиес всех без разбору. Однако втайне ведут учет тех, кто в жизни или в интернете признает Победу и критикует поведение лагеря. Вплоть до того, кто что комментировал, и кто кому ставил лайки.
Так, 3 января около 30-ти защитников Шиеса из разных мест, в том числе 8 из Урдомы, организовали новогоднюю поездку и встречу на Шиесе. Взяли с собой продукты, воду, дрова. В расчете на то, что свободных помещений в лагере полно, некоторые взяли с собой детей, чтобы рассказать и показать им, где и как их родители защищали Родину ради свободы и здоровья таких, как они. То есть с просветительской и воспитательной целью.
03.01.2021, у ст.Шиес. Новогодняя встреча защитников Шиеса. Л.Щеголева

По прибытию в лагерь люди были просто обескуражены дикостью приема. На пороге лагеря их встретил отряд обитателей лагеря с видеокамерами наперевес. Тыча ими в нос прибывшим, вместо приветствия — «Чего вам здесь надо?». Примерно так же, как когда-то встречали охранников Технопарка и полицию – с презрением. В ночлеге фактически отказано. Рекомендовано выехать с Шиеса ближайшим поездом. Даже урдомчанам.
Вот как оценивают произошедшее 3 января на Шиесе очевидцы – участники встречи:
Вернулась с Шиеса. Это просто трындец. Приехали на Костёр. Там уже нас ждали с Мадмаса и Яренска, протопили печь, попили чаю и пошли на Ленинград. Юра и Саша поехали на снегоходе в лагерь, повезли дрова, чтобы подготовить большую палатку. Они туда приехали, а в ней демонтированы печи. Как нам сказали – для ремонта труб. Когда мы пришли, нас Шекалова стояла и снимала всех на камеру, как чопиков. Все палатки и бунгало заняты, даже домик рыбака. Они расселились так, чтобы не осталось ни одного свободного помещения. В лагере на нас накинулись с допросами. Всем припомнили кто, что писал, кто лайки кому ставил.
Спрашивали что мы делаем на Шиесе – мы ведь победу уже отпраздновали. Короче, Когут сказал, что свободных палаток нет. Я ему ответила, что придётся потесниться, будем добавлять людей где неполные палатки и бунгало. Он уточнил, что у них места зарезервированы для других. И, чтобы не ночевать нам на улице, у нас один вариант уехать с Шиеса на вечерней пригородке. Короче, можно считать, что они нас выгнали. Вот такие дела.
Получается, что Шиес уже плотненько оккупирован.
Я на Шиес ездила для себя – давно не была. Очень была рада увидеть некоторых людей, но лагерь произвёл удручающее впечатление.
Всё это напоминает тоталитарную секту.
Встретили нас, как когда-то ЧОП встречал всех активистов – снимая на камеру, не пуская в столовую. Оптимизаторы и победившие в лагерь допущены не будут. Атмосфера жесть.
Пост Крепость заброшен, не отапливается. Там заброшены вещи, монитор и другие народные ценности.
В лагерь не пустили, там, мол, ночевать негде. Даже спрятали две трубы от печки в армейской палатке.
И сколько человек заправляют в лагере, и допустили этот ад? Все те же во главе Шекаловой. Был Пашка – толкал людей, Когут — но тот хоть поздоровался, Любава, человек 5-7 бородачей, Киналь и другие.
Мы ночью прогулялись до крепости и обратно пошли через Ленинград, в столовую не заходили, прошли рядом. Так эти отправили за нами съёмку сделать, какой-то парень нас перегнал и освещая фонариком снял всех на видео. Короче, бред полный.
Лагерь принял нас, как злостных врагов. При входе в лагерь встречали около 4-х камер. Каждого из нас снимали и комментировали. В армейской палатке убраны трубы с печек и матрасы с кроватей. В столовой поливали грязью людей, которые много что сделали для протеста, прямым текстом выгоняли из лагеря. Вчера от них отвернулись люди, которые пару недель ездили в лагерь и их там обнимали, а вчера опустили. Такой дичи не ожидал никто.
У меня после вчерашнего больше нет желания ездить на Шиес. И встречаться с этими людьми. Они, как фашисты.
3 января 2021 года мы все – защитники Шиеса – кто хотел, встретились вместе на Шиесе, для того чтобы вспомнить, как плечом к плечу защищали нашу землю от поруганий оккупантов, которые пришли к нам. Сразу скажу, что у нас не было ни каких плохих намерении, мыслей и планов. Просто решили встретиться в Новом году, пройтись по нашим боевым местам, где мы все вместе стояли в одном строю, не разделяя людей по вере исповедания, партийной принадлежности и взглядам. Тем более, что столько выходных. Мы ни от кого не скрывали, что едим. Накануне, в Вестях Шиес обсуждается приезд провокаторов. Ещё никто к ним не приехал, а на Шиесе уже началось паника. Так как на Шиес собрались люди отовсюду. Каждый добирался своим путём. Мы 8 человек урдомчан в 11.00 отправились на буханке на Шиес. Около 12 часов мы прибыли на пост Костер где нас уже ждали соратники с Яренска, Мадмаса, Сыктывкара. Первым делом мы все принялись за работу. Одни мужчины стали растапливать пучки на костре, другие поехали на буране за водой на Вожер. Женщины хлопотали за накрытием стола, чтобы попить чаю и перекусить. Всё мы привезли с собой, и дрова в том числе. Так, что мы себя сами всем обеспечили, а не приехали на всё готовое.
Так как нас собравшихся встретиться было большое количество, мы решили, что пойдем на Ленинград натопим большую палатку и будем дожидаться пригородного поезда на котором должны были прибыть остальные. Попив чаю, мужчины загрузили дрова и на буране отправились в лагерь. А мы остались на костре кипятить воду для того, чтобы заправить термоса с собой в Лагерь. Начистили картошку, чтобы отварить к приезду остальных и взять с собой на Ленинград. Трое девчонок остались на Костре, а мы решили, что пока ещё светло сходим к поклонному кресту. И все двинулись к Лагерю. К тому времени нас приехавших было 18 человек. Каково же было у меня удивление, когда мы подошли к лагерю, что нас вышли встречать чуть ли не все, кто в то время находился в лагере. Они нас снимали на свои телефоны и даже была камера специально приготовлена. Я себя чувствовала, как будто я преступник, и за мной идет тотальная слежка. Мы со всеми поздоровались, поздравили с Новым годом. От своих ребят мы узнали, что в большой палатке демонтировали трубы (как нам сказали, якобы, для профилактического ремонта), убрали матрацы, одеяла и подушки. Потом мы пошли в столовую положить свои вещи. Зайдя туда, мы поздоровались со всеми, кто находился в тот момент в столовой, камера нас сопровождала на всем протяжении, пока мы там находились. Нас стали обвинять, что мы приехали к ним в гости без предупреждения, а незваный гость хуже татарина, что мы провокаторы. Устроили нам допрос. Обвинили во всех грехах, которых мы не совершали. Сказали почти каждому, кто какие комментарии в интернете писал, кто кому лайки ставил. И я поняла, что здесь теперь находятся люди для которых не приемлемы другие мысли, другие взгляды. Что все должны быть, как они, думать, как они, и поступать, как они. И у меня сразу возникла мысль, что Лагерь, который был построен силами тысяч людей, которые вложили в него частичку себя, часть своей жизни в длинною 2,5 года, в данный момент оккупирован людьми, которые диктуют всем, что правильно, а что нет. Мы все разные и у каждого может быть своё мнение, и не надо обвинять людей лишь потому, что они признают победу на Шиесе. Для меня, проект Экотехнопарк ШИЕС закрыт – это и есть победа. И никто не имеет морального права заставить меня против моей воли думать по-другому. Я поняла, что у этих людей к нам одни претензии. Оставив вещи, мы пошли к поклонному кресту, через пост Баня и зашли на пост Крепость. Затем мы пошли на гору. Там пели песни и потом прогулялись по лагерю. А потом пошли встречать поезд. После этого мы все вернулись в лагерь зашли в большую палатку и всё увидели своими глазами, как «подготовились к нашему приезду». Хочу отметить, что в тот момент в лагере находилось где-то человек 20, не больше. Мы поняли, что нам здесь не рады. Но всё же решили поговорить на счёт ночлега, ведь не все люди в тот день уезжали домой. Нам сказали, что мест в лагере нет, все палатки и бунгало заняты. И что если мы не хотим остаться на улице на ночь, нам лучше уехать на рабочем поезде, который будет около 20 часов или идти на пост Костёр. Забрав свои вещи, мы ушли с лагеря, даже не попрощавшись. А на Костре, хотя и в тесноте, но нам было более комфортно.
Мы вспоминали, как мы все помещались в одной палатке, которая была одна на всех. Как по очереди отдыхали люди. Как сидели у костра от которого горело лицо от жара, а спина промерзала до костей. Как по очереди ходили в палатку к печке, чтобы немного отогреться.
3 января мы приехали на пост Костер. Сначала растопили печки, нагрели помещение. Часть активистов, которые приехали с северной стороны, отправилась в лагерь Ленинград для того чтобы там прогреть большую армейскую палатку. Так как между постами уже связи нет, мы ничего не подозревали. В какой-то момент, когда мы уже были готовы, когда была готова еда, отправились уже собравшейся компанией в Ленинград. Пришли мы туда, а люди, которые отправились заранее растопить печки в палатке, находится рядом с лагерем на дороге из щебня покрытым дарнитом. Мы подходим, ничего не понимаем. Ребята нам объясняют, что печек в палатке нет, потом начали разбираться. Оказалось, что, как написано в каком-то лагерном журнале, печи отправлены на плановый ремонт. По факту же печи стоят в палатке, а трубы сняты, и никто не знает, где они. Что произошло с трубами для печей непонятно.
Пока выяснялась ситуация с печами, жители лагеря во главе с Аней стояли и снимали нас на камеры/телефоны также, как раньше делали мы когда в лагерь приходили чоповцы, полиция, росгвардия и так далее. Один из жителей лагеря, снимая нас на камеру, прокомментировал на камеру, что приехали провокаторы.
Все то время, пока мы передвигались по лагерю в столовую, нас снимали. Уже пройдя в столовую, тот же самый молодой человек, который встретил нас комментарием, что мы провокаторы, сказал, что незваный гость хуже татарина. Ну что получил ответ, что я не к нему в гости пришла. И задала вопрос «а это ваше имущество?» На что получила ответ «нет».
Стало ясно, что разговора не получится. Поэтому было решено организоваться и пойти по памятным местам: на посты Баня, Крепость, к памятному кресту.
Когда мы вернулись в лагерь и прошли в столовую, там уже была какая-то дискуссия. Нам высказывались претензии, зачем мы сюда приехали, по поводу победы и собаки Бима. Мы разъяснили, что приехали на встречу друзей. Аня Шекалова ответила, что с друзьями встречаться мы должна у себя дома.
Дальнейшее подобие разговора сложно описать, потому что был полнейший сумбур, похожий на свору собак бесконечно лаяла. Очень эмоционально кричала Аня, затыкала рот другим. Две неизвестные девушки во главе с ней предъявляли претензии за лайки и комментарии в интернете, которые, по их мнению, очерняли нынешних жителей лагеря. Сказали, что они всех знают, отслеживают лайки и комменты (видать ведут статистику). Выступал молодой человек с прозвищем Ерофейка. Называл людей зомбированными группой «Чистая Урдома». Далее прибывших людей назвали сотрудниками МВД и никак иначе.
Позже прибыли ещё активисты, которых мы встретили с рабочего поезда. Встреча была очень тёплой, долгожданной, дружественной. Все прямо на станции обнимались и радовались тому, что мы наконец-то снова на Шиесе, снова вместе.
Вова Когут сообщил, что сначала они разместят своих вновь прибывших. Ранее построенный урдомчанами «Дом рыбака» на посту Баня был занят лишь одним человеком. Бунгало и палатки заняты одним, двумя, тремя людьми. Но нам было сказано, что уплотняться они не будут. В итоге сложилось мнение, что если на Шиес приедет человек, чье мнение отлично от мнения ныне проживающих там людей, то ему места не дадут.
Далее мы всей нашей большой дружной компании отправились на пост Костер. Там были в тесноте да не в обиде.
Частные мнения о том, что образ жизни некоторых обитателей лагеря становится похожим на секту, уже высказывались неоднократно. Однако, доподлинно неизвестно, кто из них искренне заблуждается, а кто – притворяется. Так или иначе, но с развитием подобного поведения лагерь из легендарного может превратиться в обитель зла.