89 лет названию поселка Нянда

26 мая 1932 года Президиум Ленского Районного Исполнительного Комитета Северного Края постановил поселок № 11 назвать «Нянда». В 2022 году наступит 90-летний юбилей первому имени нашего поселения.

В истории поселка Урдома сохранились воспоминания очевидцев, свидетельствующие о том, что первые поселенцы пришли на берег речки Нянда в мае 1930 года. Два года один из их спецпоселков, расположенный в месте впадения речки Нянда в речку Верхняя Лупья, имел лишь номер 11. О присвоении ему собственного имени «Нянда» побеспокоились тогдашние «силовики».
К слову сказать, в прошлом, 2020 году, исполнилось 90 лет со дня образования нашего поселения – круглая дата и большой возраст маленького поселка. Но событие никак не было отмечено нами – нынешними поселенцами.
30.10.2017, п.Урдома. В День памяти жертв политических репрессий открыта арка при входе в няндский Парк памяти (с годом основания Нянды), установлена 28.10.2017 (3)

30.10.2017, п.Урдома. В День памяти жертв политических репрессий открыта арка при входе в няндский Парк памяти (с годом основания Нянды), установлена 28.10.2017 (3)

Сведения о наименовании поселка Нянда зафиксированы в документе, озаглавленном «Выписка № 72 из Протокола Заседания Президиума Ленского Районного Исполнительного Комитета Севкрая от 26 мая 1932 года с. Яренск». Документ хранится в Государственном архиве Архангельской области.
Из текста указанной Выписки из протокола следует, что Президиум постановил присвоить наименования всем имеющимся на территории Ленского района поселкам спецпереселенцев (раскулаченных во время сплошной коллективизации в СССР). В пункте 4, в частности, постановлено, что название «Лупья» оставить за отдаленным поселком, бывшим № 6, а бывший № 11 центральный назвать «Нянда».
Решение о присвоении наименований принято путем опроса (очевидно, членов Президиума). Выписку в качестве секретаря Райисполкома заверил своей подписью товарищ Рогалев.
Инициативу присвоения наименования «Нянда» проявили Начальник Ленского райотделения ПП ОГПУ СК Елизаров и Райкомендант Александров. В своем Письме от 19 мая 1932 года в адрес Президиума Ленского Районного исполнительного Комитета они сообщают:
«Для успешной и четкой работы по спецпереселению требуется ясное разграничение поселков, состоящих из нескольких отдельных единиц, например спецпоселок «Лупья» объединяет в себе 4 поселка № 4, 6, 8, 11, которые расположены от центрального поселка «Лупья» на расстоянии 15 километров. Согласно распоряжений ПП ОГПУ СК все поселки расположенные от центрального поселка свыше 4-х километров должны иметь свои собственные названия.
В связи с этим просим Президиум дать название поселкам, расположенным в отдалении от центральных поселков.
Со своей стороны вносим следующие предложение названий:
<…>
4. Название «Лупья» оставить за отдаленным поселком, бывшим № 6, а бывший № 11 центральный назвать «Нянда», согласно названия речки на берегу, которой расположен поселок».
Данное Письмо дорого тем, что оно исходит из ОГПУ (Объединенное государственное политическое управление – предшественник КГБ СССР). То есть, из самого осведомленного и компетентного органа советской власти, занимавшегося спецпереселением раскулаченных и постройкой для них спецпоселков в Ленском районе. Письмо раскрывает нам редкие сведения о существовании до мая 1932 года двух поселков № 4 и № 8, кроме известных № 6 (Шестой) и № 11 (Нянда). Оказывается объединенный спецпоселок назывался «Лупья». В его состав входили четыре отдельных поселка, которые располагались по берегам речки Верхняя Лупья. Центральным был поселок № 11, остальные – на расстоянии 15 км от него. Сохранившийся сейчас микрорайон Нянда в составе поселка Урдома, до мая 1932 года числился под номером 11 в составе спецпоселка Лупья. А поселок № 6, называемый в народе «Шестой», с мая 1932 года имел официальное название «Лупья». Где именно на местности располагались поселки № 4 и № 8 достоверно не известно. Но то, что ни с самого начала существовали и входили в состав спецпоселка Лупья, известно достоверно.
Другой тайной поселков № 4 и № 8 является отсутствие сведений об их наименовании. Из текстов указанных Выписки и Письма, поселкам № 4 и № 8 собственные названия не присвоены. ОГПУ ссылается на существование этих поселков, на их отдаленность (15 км от центрального № 11), настаивает на необходимости присвоения названия всем поселкам, входящим в состав спецпоселков, но никак не предлагает их назвать. И Президиум не присваивает им названия.
С.И. Якимов

(текст статьи из газеты «Вечерняя Уррома» от 28.05.2021 г.)

Темы: