Смирнов Михаил Васильевич — механик.

Сюда, закончив техникум, Михаил Васильевич приехал в 1957 году по распределению в Верхне-Лупьинский леспромхоз. Направлен был на работу бригадиром-механиком в поселок Сосновый. Призвали в армию, вернулся сюда же. А потом - механик, механик, механик.

(смотреть Архив Смирновых)

Смирнов Михаил Васильевич. 2ЛЮДИ И СУДЬБЫ

Механик — это должность, призвание и звание

(историко-биографический очерк)

Если спросить любого из более-менее взрослых урдомчан, в том числе представительниц прекрасного пола, знают ли они кого-либо из сословия прошлых или нынешних местных механиков, убежден, тут же будут названы несколько известных всем фамилий. Ну, и что здесь такого необычного, о чем это говорит? – прочитав, быть может, удивится кто-нибудь. Необычного, в самом деле, тут ничего нет. Ведь, во-первых, должностей таких в наших местных предприятиях было и есть, как говорится раз-два и обчелся. А, во-вторых, люди, выучившиеся на механика, механиками же и долгий период работающие, это безо всякого преувеличения такая своеобразная профессиональная каста, даже можно сказать, не побоюсь громкого, пафосного слова – элита. Да-да, именно элита технарей-механизаторов. Ну, или, если хотите, их высшее сословие. Вот об одном из таких механиков самого высокого уровня, находящемся уже на заслуженном отдыхе, мы и расскажем сегодня.

4.Родом М.В. Смирнов из Горьковской области (город Ветлуга, Новоустинский сельский Совет). Там в небольшой деревеньке Кугашиха (в ней около пятидесяти домов), где издавна проживали предки Смирновых, родился он в 1937 году. Помимо него самого в семье было еще двое детей (девочки). Там же среди деревенских (колхозных) людей, дел и забот проходило детство Михаила Васильевича. Тяга к знаниям присутствовала. Учился в школе-семилетке хорошо. По окончании ее хотел было сразу же продолжать дальше получать образование, но по настоянию матери (для материальной поддержки семьи) пришлось идти работать в колхоз. Один год трудился на малой родине – возил на лошади сено и дрова. А потом все же тяга к знаниям (уточним – именно техническим знаниям!) победила — поехал поступать в Ветлужский техникум на механика лесной промышленности. Поступил. Отучился…

О родителе своем М.В. Смирнов знает совсем немного. Поскольку отца призвали в армию в 1941 году. В самом начале войны он попал на передовую и погиб. Потому Михаил Васильевич его почти не помнит. Долгие годы место захоронения отца было неизвестно. А совсем недавно (четыре года назад) поисковики из Калуги извещением сообщили, что он похоронен в братской могиле павших защитников, оборонявших ее. М.В. Смирнов тут же поехал туда вместе со старшим сыном Олегом. При помощи поисковиков разыскали то место захоронения, теперь превращенное потомками в памятный мемориальный комплекс, почтили светлую память родителя и деда. Ну а для своих потомков запечатлели все увиденное на фото…

Сюда, закончив техникум, Михаил Васильевич приехал в 1957 году по распределению в Верхне-Лупьинский леспромхоз. Направлен был на работу бригадиром-механиком в поселок Сосновый. За Няндским лесопунктом в сторону Вычегды существовал такой поселок. Его потом стали называть «Тридцатый». Это между Суходолом и Вычегдой. Помнится, — уточняет герой повествования, — ездили, бывало, поскольку на месте продуктов не хватало, в магазин отовариваться в Княжину…

70.Прибыв в эти места по распределению в августе месяце 57-го, три месяца всего (надо же как бывает?!?) проработал в Няндском лесопункте, и в возрасте двадцати лет был призван в ряды Вооруженных сил. В течение двух лет проходил воинскую службу по своей прямой специальности — в автомобильных войсках в городе Печенга Мурманской области. Подробностей особых о службе Михаил Васильевич не рассказал, зато показал Почетную грамоту, подписанную самим первым секретарем ЦК ВЛКСМ СССР Семичастным (тем самым, что позднее стал председателем КГБ). Наградили ею младшего сержанта Смирнова М.В. «за высокие показатели в боевой и политической подготовке, и за воинскую дисциплину».

17Демобилизовавшись в 1959 году вернулся обратно сюда. Устроился в Урдомский лесопункт Верхне-Лупьинского леспромхоза слесарем. И практически сразу же Михаила Васильевича перевели бригадиром-механиком. В его бригаде обслуживания техники в лесу (по ремонту тракторов) работали в ту пору такие высококлассные специалисты: Владимир Лоскутов, Сергей Ушнурцев, Николай Жубрев (токарь), а также Целищев, Хорошавин…

30.В этом месте Михаил Васильевич улыбнулся и… и неожиданно пропел, кстати, довольно неплохо, несколько куплетов. Не просто абы каких куплетов из популярных песен, а уточнил при этом, что автором и исполнителем их является (еще одна, по крайней мере, лично для меня приятная неожиданность) В.Н. Лоскутов. Да-да, уже тогда Владимир Николаевич сочинял и сам исполнял свои произведения. В данном случае непосредственно на производственную тему, причем с искрометным юмором, самоиронией и даже неприкрытой критикой: «…Ребята в путь – пред нами даль лесная и УЖД кривая…», «… Нет ключей, отвертки нету, пассатижей тоже нет. Лишь была одна кувалда, и поломки нет, как нет…»… Да уж, вот, говорят некоторые, вспоминая те времена, мол, застойные годы были, повсеместное идеологическое засилье партии и прочее, прочее. А глядите-ка — со сцены-то тогда звучали вон какие критические куплеты!?! Уверен, что после выступления для исполнителя никаких оргвыводов, так сказать не наступало. Скорее наоборот – присутствующие руководители делали соответствующие выводы, как говорится, брали на карандаш, потому недостатки (скажем, по снабжению работников необходимыми инструментами) исправлялись. Стало быть, по всему выходит, получается, что не все и не всегда так уж однозначно. То есть, не стоит все и везде мазать одной только исторической краской (хоть черной, хоть белой). И, конечно, несомненно, вызывает искреннее уважение, почтение такая ясная память немолодого уже собеседника!..

101.Но продолжим повествование о нем самом. Михаил Васильевич с особой теплотой вспоминает те годы и своих коллег. Работали они тогда на первом разъезде и на 4-ом километре по УЖД. Тогда от основной нитки узкоколейки в сторону реки Лупья было построено ответвление (ветка или ус). Много, — продолжает собеседник, — леса оттуда вывезли. Очень много. Ничего себе, представьте – только в Урдомском лесопункте работало 52 (!!!) бригады. Кстати сказать, резервных-то тракторов в ту пору вообще не было. Потому ремонтировали их сразу же, как только ломались. Да и вот еще что – с КТ-12 (которые работали на чурках) к тому моменту повсеместно перешли уже на трактора ТДТ-35. И позднее на предприятие поступили знаменитые «сороковки» (ТДТ-40)…

33.Из делянок на Нижний склад древесину вывозили по УЖД на платформах и сцепах тремя паровозами и тремя мотовозами. Да, Нижний склад уже в тот период существовал. От широкой колеи к нему был проведен железнодорожный путь (так называемый тупик). С другой стороны к «бирже» подходила узкоколейка, по которой на нее доставлялся заготовленный лес…

56.Отступим ненадолго от производственной тематики. Проживал первое время Михаил Васильевич в общежитии в начале улицы Молодежная. В 1960 году он женился на тогда работавшей кассиром леспромхоза Раисе Александровне (позднее она перешла бухгалтером в профком, там все время и работала). Три месяца прожили в четвертушке с ее сестрой на Центральной улице.

28.А позже в том же году получили они квартиру в одном из двух только что построенных двухквартирных домов на улице Ленина. В ней он до сих пор и проживает. Дома эти, — уточняет М.В. Смирнов, — на Ленина были построены самыми последними. Противоположная же сторона улицы вся к тому моменту была уже застроена. Как уже упоминалось, в 1961 году родился в семье Смирновых первенец — сын Олег. А в 1964-ом второй сын – Игорь…

25.Проработал бригадиром-механиком в лесу Михаил Васильевич два года. Трудился не просто хорошо, а отлично, применяя на практике свои знания, постоянно совершенствуя их, да и опыт производственный уже накопился существенный. К тому же настолько четко была налажена работа возглавляемой им бригады, что директор леспромхоза И.В. Смирнов (однофамилец), когда захотел Михаил Васильевич поменять должность на какую-нибудь поближе к дому (все-таки семейный, сын маленький растет), не захотел его отпускать. Даже разговаривать на эту тему поначалу отказывался, твердя, что, мол, не гоже ему, как руководителю предприятия, переводить в другое место такого толкового специалиста и организатора. Но, так или иначе, внял Иван Васильевич просьбам бригадира, перевели его-таки… сразу аж старшим механиком в аппарат леспромхоза. А затем, с 61-го по 64-ый год работал М.В. Смирнов заведующий ремонтными мастерскими (РММ). Это еще, скажем так, докоршуновские времена.

ЗИЛ-157 или 131, прозванная в народе семёра, в ремонтных мастерских В-Лупинского ЛПХПоговорили мы с Михаилом Васильевичем о тогдашнем оснащении мастерских, работах ими выполняемых, да технике к ним приписанной. Что касается последней, то это: несколько автомобилей ГАЗ-51 и два ЗИЛ-131 (их водители Анатолий Голубков и Саватий Журавлев). Машины эти в основном использовались для хозяйственных нужд предприятия и перевозки товаров в ОРСе. Конкретно же в РММ ремонтировали двигатели тракторов и бульдозеров. Там были и фрезерные и токарные станки. Если поломка трактора была существенная, самим не справиться, то для капремонта его отправляли на Ремзавод в Вельск…

63.С 1964-го по 1971-ый М.В. Смирнов трудился старшим механиком, а с 1971-го по 1975-ый был инженером-механиком леспромхоза. Спрашиваю, мол, это, уж простите великодушно, по-сути кабинетная работа, почему же ушел с прямого-то производства? Ответ такой, — Во-первых, тогда и не спрашивали особо о каких-либо желаниях. В тот период все более-менее хорошие специалисты-механики уволились, либо уехали на учебу. Стало быть, кому-то нужно там работать. Во-вторых, это глубокое заблуждение, что должность эта чисто кабинетная. Да я, — все же было заметно, что несколько обиделся на такую постановку вопроса, вернее — формулировку Михаил Васильевич, — в кабинете-то практически не бывал. И далее пояснил, что у леспромхоза участков было много, часто там что-либо с техникой случалось, она ломалась, потому выезжать нередко приходилось на поиски запчастей. Это если нужной детали почему-то не оказалось в Управлении в Котласе. Хотя и туда наездился за эти годы о-го-го сколько…

И как тут не упомянуть снова, что механики это особое сословие?!? Да, — кивает собеседник, — так оно и есть. Связь между собой механики не только в ближней округе держали плотную, плодотворную. И не только из лесной отрасли, но и с других предприятий тоже. Если что, всегда приходили друг другу на выручку. Об этом можно рассказывать долго, приводить разнообразные примеры. Но уж поверьте на слово, что за то и ценились НАСТОЯЩИЕ механики, что не только могли в короткий срок нужную деталь достать. А еще и за то, что сами разбирались досконально в любой технике. Мало того, не только способны были самолично точный «диагноз» поставить «приболевшей, занедужившей» вдруг технике, но сами же могли спокойно отремонтировать любой механизм. Вот и герой нашего повествования из этой славной когорты. Его знания и умения руководством предприятия ценились. Если была нужда, то для консультаций или даже регулировки-доводки, например, задних мостов (а это ой какое сложное, хлопотное дело) тракторов «шестидесяток» приглашали именно Михаила Васильевича! Да, и еще один немаловажный нюансик. Если профессионал, к примеру, составляет наверх годовые заявки на запчасти, то он точно знает ЧТО необходимо и СКОЛЬКО всему леспромхозу. И уж тем более знает наверняка, КАК необходимо составить, чтобы их ни в коем случае не завернули назад, а приняли и прислали то что нужно и в срок!.. Потому насчет этого могу сказать однозначно, что Михаил Васильевич все, что описано выше, конечно, знал, делал все КАК надо. И вот он факт – НИ одной написанной им заявки назад не вернули. То есть – все они принимались, и позднее, соответственно, выполнялись…

18.Затем в его трудовой биографии был короткий (менее года) период смены места производства (вне поселка). Потом, вернувшись обратно сюда, работал он недолго в леспромхозе на электростанции сменным инженером. А в 1977 году В.А. Гардт, зная хорошо М.В. Смирнова, его деловые качества, переманил Михаила Васильевича, если можно так выразиться, к себе в Стройучасток на должность механика. На этом предприятии и трудился он более полутора десятка лет до самого выхода на заслуженный отдых. Чем занимался? – Все тем же, что знал и умел. Кстати сказать, Стройучасток очень большее по нашим меркам предприятие было. Да, базировался он (несмотря на переименования: МДО, Прорабский участок) территориально в одном и том же месте. Доходило, что штат его насчитывал более 150-ти человек!?! Известно, что Первомайка вся работниками Стройучастка построена. Но помимо чисто строительных дел они занимались и подготовкой дорог в лесу для леспромхоза, также отсыпали их. То есть — готовили «усы» (ответвления от основной дороги в делянки) для лесовозов в Витюнино, но в основном в Тыве. Ну и еще работали бульдозеристы (Малышев и Уткин) на выкорчевке под «усы» УЖД. Стройучасток подчинялся, вернее — входил в Котласское Строительное Управление, потому если руководители леспромхоза и Управления договаривались между собой, то сюда сверху давалось соответствующее задание. И потому здесь на месте при необходимости частенько использовались технические возможности строителей для производственных нужд лесозаготовителей. Автомобили в Стройучастке тогда были самосвалы ЗИЛ-585 и ГАЗ-51 с железными кузовами. Позже поступило шесть мощных КРАЗов. Ну и потом, годы спустя, наконец-то, целая автоколонна (десять штук!) новехоньких КАМАЗов.

Сложности, конечно же, в работе бывали. Вот пример. Тот, кто постарше помнит, что ранее (в 70-80-ых годах прошлого века) в нашей местности настоящая зима начиналась в ноябре и длилась она до марта месяца включительно. То есть, суровая погода была, не то что сейчас какая-то «еврозима» с ее дурацкими перепадами, да внезапными потеплениями. И вот однажды на улице (или как выражаются механизаторы — «за бортом») аж минус 48. И такая температура была каждый день с неделю где-то. Посоветовавшись с руководством и водителями, решили не останавливать рабочий процесс. Автомобили выехали на линию – колонной велась отсыпка дороги. Грунт возили из своего карьера за Тывой. В общем, через короткое время разом поломались они практически все – не выдержали крепкого мороза некоторые хрупкие детали. Спрашиваю – а зачем же, раз так получилось, выпустили их на линию-то? Не знали что ли, что такое может произойти? Да, — ответ таков, — увы, не знали. Даже не предполагали подобного. Техника ведь новая. В таких условиях еще не работала. Вот и попробовали. После того случая-то уже поняли что и как, больше так не экспериментировали…

115Что же касается личной техники, то, позвольте, какой же механик обходится в быту без нее? – Правильно, таких по жизни не бывает. Первой личной техникой Михаила Васильевича стал мотоцикл «ИЖ-Планета». Потом был куплен тяжелый «Днепр». И уже после него в Сольвычегодске приобретен советский внедорожник ГАЗ-69. Первый, кстати, подобный в поселке. «Газик» был бэушный, подержанный. Михаил Васильевич весь его своими руками перебрал, все, что необходимо заменил, наладил, отрегулировал, ну и пользовался им много лет. Внедорожник-то это настоящий, проходимость бешеная. А М.В. Смирнов заядлый охотник и рыболов, потому с его приобретением появилась возможность добираться в такие места, где никто не помешает реальным мужским занятиям охоте и рыбалке. Рыбалке, — уточняет собеседник, — только на удочку. А это лучше всего в верховьях Лупьи. Позднее, после того, как купил УАЗик, подарил он тот «военный» «Газик» своему свояку В.П. Хлызову (тоже механизатору классному). И знаю наверняка, поскольку сам видел — Василий Павлович иногда на нем выезжает. То есть, тот советский джип до сих пор на ходу!..

92.Но вернемся к нашему герою. В комсомол Михаил Васильевич вступил в армии, а в партию уже здесь после демобилизации. Всегда принимал активное участие в общественной жизни предприятия и поселка, а также в разнообразных спортивных соревнованиях. М.В. Смирнов на общественных началах (без оплаты) года три вел в средней школе по вечерам уроки труда. Обучал учеников работе с металлом на токарном станке. Так же, несмотря на разницу в годах, вместе с молодежью занимался строительством катка и в огораживании стадиона рельсами. Наведение порядка на лугу Лупьи, позже ставшей любимой Массовкой всех урдомчан, тоже не обошлось без Михаила Васильевича. Сколько там было проведено субботников и воскресников… А в возрасте уже за сорок, например, участвовал он накануне 23-го февраля в лыжной гонке, посвященной Дню Советской армии. О чем даже имеется грамота от рабочкома, датированная 1982-ым годом. Был несколько лет Михаил Васильевич председателем товарищеского суда, около 15 лет народным заседателем, многолетним членом ДНД и ДПД. М.В. Смирнов офицер запаса в звании старшего лейтенанта.

82.

Про два грустных, печальных момента в жизни Михаила Васильевича, несмотря на общительный характер, веселый нрав его, говорить особо нелегко. Скосила тяжелая болезнь супругу Раису Александровну, умерла она. Это случилось относительно давно уже. А недавно трагически погиб старший сын Олег. Остались дети — внучка и внук Михаила Васильевича. Оба получили высшее образование, устроились в жизни. Доволен очень дедушка ими. Как доволен и другими внуком с внучкой (детьми Игоря и Елены). Когда внуки бывают здесь, всегда навещают его. Он сам тоже бывал у них.

Да, несмотря на тяготы, лишения и утраты жизнь продолжается. Встретились как-то Михаил Васильевич с Любовью Евгеньевной, понравились друг другу, сошлись. Вместе они уже десять лет. Всем занимаются вдвоем: грядки-огороды, поездки за грибами (а Любовь-то Евгеньевна очень страстный грибник), делают заготовки на зиму. Все, как и положено в семье…

Нет, плохо одному-то жить, — подытоживает Михаил Васильевич, — Смотрите, сколько на поселке одиноких женщин и мужчин разных. Почему бы не приглядеться кое-кому к кое-кому? Неужели не хочется им пожить порядочно: в чистоте, тепле, уюте, да в заботе друг о друге? Ну что тут можно сказать? – Вопрос-то этот риторический…

35.100.98.107.

А. Кравец (телефон для связи с читателями 8-911-673-80-30, e-mail — cevark61@rambler.ru)

 

 

Темы: