«Я знаю — саду цвесть»

Воспоминания учительницы Урдомской средней школы Ложкиной В.П. о ее приезде в Нянду в 1953 году.

Я знаю – саду цвесть

Четырнадцать лет назад меня направили учительницей в Ленский район, в Няндскую школу. Помню, темной августовской ночью сошла я с поезда на станции Урдома. Ночь провела на вокзале. Было холодно, неуютно. В выбитое окно дул холодный ветер. А утром, когда чуть расцвело, пошла разыскивать свою школу.

Шла и чуть не плакала. Дорога грязная. От станции до Нянды сплошной лес. «Куда я приехала?» – думалось мне, и на сердце было как-то тревожно.

Вот и Нянда. Неласково встретили меня серые улочки…

Вспоминается и другой эпизод. В этом же году зимой мне с группой комсомольцев школы было поручено побывать во вновь строящемся поселке в километре от Нянды. Близились выборы. Надо было записать жителей нового поселка в списки избирателей.

Шли на лыжах по снежной целине. Дороги не было.

И что мы увидели? Четыре щитовых дома (по-моему, ныне они стоят по улице Молодежной). Два дома зияли пустыми проемами окон и дверей. У двух других шел дымок из труб: жили первые новоселы. А кругом лес, тайга…

Трудно было привыкать. Но привыкла. Увлеклась работой. А сейчас… Поселок, в котором я живу, люди назвали Первомайским.

Большой и красивый поселок, и мне очень нравится в нем жить. Пусть не кривят губы в усмешке скептики, читающие эти строки. Да, нравится!

Конечно, если поискать, найдутся у нас недостатки. Бывают и пьяные в дни получки. И сквернословие можно услышать. Иногда приходится обходить по разбитой тракторной дороге кучу дров, сваленных на тротуаре. Попадаются люди, плюющие шелуху от семечек прямо в клубе.

Не хочется мне сегодня писать о таких. Мне хочется, как можно громче сказать, что трудовой народ поселка хороший. Замечательный.

По утрам из окна своей квартиры я вижу рабочих, спешащих на работу. В семь часов поезд увозит их в лес, в делянки. Это не те рабочие, каких описал А.М. Горький в романе «Мать». У наших деловые, озабоченные лица. Идут они с какой-то особой горделивостью. Видимо, каждый ощущает себя хозяином, Человеком. Каждый постарается на работе, чтобы вечером загорелась в поселке Звезда Трудовой Славы.

После их отъезда поселок затихает. Но ненадолго. Около восьми утра улицы вновь оживут. Пойдут «на работу» самые маленькие.

А около девяти шумом и смехом наполняется школьный двор. Это мои ученики.

Беззаботные и радостные, они не часто задумываются о прошлом. Но я прихожу на урок и напоминаю им. После совместных воспоминаний ребята садятся за сочинение.

Вот склонил голову над тетрадью Витя Зубов. Он пишет:

«Раньше на месте нашего поселка была – тайга. Шумели вершинами огромные сосны и ели. Но пришел человек с топором в руках и сказал: «Покорись!» И покорилась тайга человеку».

Прошлое утро. Детская память плохо его сохранила.

А вот о будущем дети не прочь помечтать. Чего только не настроила детская фантазия в поселке через десять лет! И огромные красивые дома с водопроводом и газом. И широкие асфальтированные улицы с комфортабельными автобусами. И аэропорт, где поблескивают белой эмалью красавцы лайнеры. И, конечно, цветы. Много цветов и деревьев! У каждого дома, на каждой улице: дети так любят прекрасное…

Верю я, детские мечты сбудутся. Не зря же писал Владимир Маяковский:

«Я знаю – город будет,

Я знаю – саду цвесть,

Когда такие люди

В стране Советской есть!»

В. Ложкина, учительница урдомской средней школы.

(статья из газеты «Маяк» от 07.11.1967 г.)

Маяк от 07.11.1967, Я знаю - саду цвесть (1)

Маяк от 07.11.1967, Я знаю — саду цвесть (1)

Маяк от 07.11.1967, Я знаю - саду цвесть (2)

Маяк от 07.11.1967, Я знаю — саду цвесть (2)

 

Темы: