У тывских заготовителей.

С каждым годом работать становится все сложнее и сложнее. Вроде и освободились, в основном, от переработки древесины, занимаемся заготовкой и вывозкой, но нужного эффекта не ощущаем. Причин много. В том числе и несопоставимость затрат на производство продукции с ценами на нее. Хотя те, кому мы поставляем сырье, получают после переработки немалую прибыль.

Оглядываясь назад

Некогда богатый трудовыми починами и передовиками производства поселок Тыва тихо умирает. Старожилы часто вспоминают времена, когда здесь была хорошо развитая социальная сфера, богатые орсовские магазины.

- Не постигла бы нас участь Пилеса, Лупьи, Витюнино, — с горечью говорит начальник лесопункта Виктор Андреевич Протас. — Производство там свернули быстро. Людей перевели кого куда, хотя ветераны переезжать с насиженного места не хотели. Вот и нас могут поставить перед выбором. Хотя надо ли это делать? Ведь там, где лес тридцать — сорок лет назад вырубили, выросли уже березы и осины, их потребитель по хорошей цене берет.

Словам его верить можно. Виктор Андреевич лесозаготовками занимается уже много лет. Долгое время работал технокуром в лесопункте, исходил сотни таежных километров. Раньше не только заготовляли лес, но и кряжевали его на прижелезнодорожном нижнем складе, выпускали шпалы, другую лесопродукцию. До нескольких тысяч кубометров укладывали в штабели под кранами. На мастерском участке работало около десятка бригад. Сейчас только две.

- Одна малая, возглавляет которую А.С. Степанов, и укрупненная под руководством В.Г. Деревяго, — рассказывает мастер леса Елена Викторовна Лобанова. — Нормы выполняют. Да и иначе быть не может. Люди все местные. Слышала, что в других лесопунктах снова перешли на обрубку сучьев топором. Мы от сучкорезок ЛП-ЗОБ отказываться не торопимся. Ведь мало того, что, благодаря им, люди избавлены от тяжелого труда, так и порубочных остатков в пасеках не остается. А соблюдать технологию мы приучены.

- Тут возражений нет, — согласился инженер охраны и защиты леса Яренского лесхоза Иван Дмитриевич Рак. — Вот за то, что в недалеком прошлом стремление «взять лес любой ценой» сейчас и приходится расплачиваться. Здесь же не одним днем живут.

На этом мастерском участке есть котлопункт. Повар Марина Кучеренко готовит вкусные обеды. В меню есть первое и несколько вторых блюд на выбор. Сам вагончик старенький, требует ремонта. Но в помещении уютно. Хозяйка всегда вежлива и приветлива.

Такая деловая обстановка в лесопункте прослеживается повсюду. Хотя лес неважный — сучья чуть ли не от корня растут, некоторые комли подернуты чернотой гнили.

- Но мы и такому древостою рады, — заметила мастер. — Ведь теперь часть нашего лесхоза находится за Вычегдой. А здесь рубим недалеко от дома.

- С каждым годом работать становится все сложнее и сложнее, — говорит начальник производственного отдела Верхнелупьинского ЛПХ Виктор Васильевич Пономарев. — Вроде и освободились, в основном, от переработки древесины, занимаемся заготовкой и вывозкой, но нужного эффекта не ощущаем. Причин много. В том числе и несопоставимость затрат на производство продукции с ценами на нее. Хотя те, кому мы поставляем сырье, получают после переработки немалую прибыль.

И все же тывские лесозаготовители надеются на то, что все образуется.

В. Леушев, инженер Яренского лесхоза.

(статья из газеты «Маяк» от 07.04.2004 г.)

Темы: