Песни у палатки

А ведь если вспомнить времена уже довольно-таки отдаленные, когда еще существовали Коммунистическая партия и комсомол, была хорошая традиция (сейчас бы мы сказали – акция), которая очень удачно сочетала летний и очень активный отдых с памятью о героических страницах прошлого.

Отшумели яркие торжества в честь юбилейной годовщины Победы. Об этой славной дате в истории нашей страны будут еще вспоминать, но уже так, вскользь, больше для порядка, чем для памяти. Так бывает каждый год: большая подготовка накануне праздников, а после Дня Победы наступает тишина и затишье. Тем более, что скоро лето – пора отпусков.
А ведь если вспомнить времена уже довольно-таки отдаленные, когда еще существовали Коммунистическая партия и комсомол, была хорошая традиция (сейчас бы мы сказали – акция), которая очень удачно сочетала летний и очень активный отдых с памятью о героических страницах прошлого. Пусть история, к которой обращались юноши и девушки, была несколько однобокой, здесь совершено не затрагивались такие драматические события в жизни области и района, как репрессии тридцатых годов или высылка на Север сотен и сотен семей раскулаченных крестьян. Было принято говорить о героях войны, о трудовых «подвигах» наших земляков, хотя эти «подвиги» почти всегда выражались в процентах перевыполненных производственных планов.
Но так, с примерами такого героизма, было принято тогда говорить везде, без них не обходилось ни одно более или менее значимое совещание, районный пленум или партийная конференция. Это был непременный атрибут тех лет, и эти слова звучали привычно, не воспринимаясь ухом так же, как мы не замечаем тиканья настенных часов.
А вот сама традиция (она называлась громко – Всесоюзный поход «Дорогами отцов-героев», проще говоря – туристический слет) вспоминается с легкой грустью, в ней было немало светлого. Проходил этот «поход» на различных уровнях: от районного до областного. В 1977 году комитет комсомола леспромхоза провел даже свой слет на берегу Лупьи, собрав несколько команд из разных организаций и поселков.
На слете в Урдоме, 1977 год.

На слете в Урдоме, 1977 год.

В нескольких километрах от Урдомы был разбит палаточный лагерь. Палатки были примитивные, брезентовые, но в них, как помниться, не засиживались. И даже ночью (слет проходил два дня) лагерь гудел как растревоженный улей.
С нынешними пикниками с шашлыком и пивом я бы сравнивать то, что происходило в те два дня на небольшой поляне, я бы не стал. Слишком уж разные это действа. Началось все в субботу утром с торжественного возложения венка к памятнику погибшим в годы войны землякам. После этого участники слета отправились на место проведения слета. Установили палатки, приготовили обед, а затем начались конкурсы: на самый вкусный суп, на самую интересную поделку из того, что можно найти в лесу, на лучшее исполнение песни у костра… Были и состязания другого рода: каждая команда должна была на время установить палатку, метнуть на точность учебную гранату, пробежать кросс по лесу с преодолением водной преграды.
Были даже танцы у палаток, под музыку из простенького проигрывателя с пластинками, работающего от батареек. Батарейки были слабые и быстро иссякли, так что приходилось самим подпевать быстро слабеющим голосам популярных в ту пору исполнителей советской песни.
На другой день расходились и разъезжались из Урдомы неохотно. Да и потом, много лет спустя, встречаясь с комсомольцами тех лет, не раз слышал знакомое:
- А помнишь палатки и то, как песни пели у костра!
В Поход на Вычегду. На переднем плане - Саша Пишиков, Валя Губкина, Паша Панков, Лена Соломина и Виктор Зубов. 1977 год.

В Поход на Вычегду. На переднем плане — Саша Пишиков, Валя Губкина, Паша Панков, Лена Соломина и Виктор Зубов. 1977 год.

Кстати сказать, после того слета было еще несколько походов, один из них на Вычегду. Группа около двадцати человек с рюкзаками прошла путь от Урдомы до Паламыша. По пути несколько раз от проезжавших мимо водителей машин звучали предложения подвести. Отказывались от предложения все. И снова был палаточный городок, были конкурсы и состязания.
В том походе, чуть не произошел трагический случай. От прекрасного пляжа на Вычегде наш лагерь отделяла большая лагуна, которую можно было преодолеть либо вплавь, либо, если плавать не умеешь, обходить чуть не за километр. Мы вдвоем с Витей Зубовым, это был молодой инженер леспромхоза, предложили одной из девушек (она призналась, что плавает как топор) переправить ее через лагуну. Такого стиля плавания – втроем – мне больше не приходилось никогда встречать: одной рукой мы держали отчаянную девушку за плечо, каждый со своей стороны, другой усиленно загребали.
Сверху, с берега лагуна выглядела лужа лужей. Когда мы поплыли, то сразу поняли: она – другая! Противоположный берег казался таким далеким, а рука, которой приходилось загребать без устали, очень быстро устала. Поменять свою позицию в воде было невозможно. Не знаю, как мы догребли, но еще несколько минут мы с напарником по столь необычному виду плавания лежали на песке без сил. Больше такого эксперимента не повторяли.
Так вот о Всесоюзном походе, точнее, о туристических слетах. Они проходили примерно по тому же образцу, что и в Урдоме: собирались команды со всего района, выходили, как бы мы сейчас сказали, на природу, и в течение двух дней соревновались, а больше знакомились, общались, веселились у палаток. Разница была в том, что каждая команда к районному слету должна была подготовить рапорт о том, какими трудовыми успехами прославилась молодежь, какая работа по сбору материалов по истории края была проведена. В Урдоме в те годы работали две комсомольско-молодежные бригады, одна – Валентины Барыкиной в Доме быта и другая – Саши Бадалана на нижнем складе Урдомского лесопункта, так что с «трудовыми подвигами в процентах» все было благополучно. С историей – сложнее. Но рапорт — с фотографиями и красивыми картинками из журналов – торжественно передавали руководителям слета.
Открывается слет Дорогами отцов героев. На снике наша команда - Виктор Зубов, Паша Панков и две девушки из Яренска. Яренск, 1977 год.

Открывается слет Дорогами отцов героев. На снике наша команда — Виктор Зубов, Паша Панков и две девушки из Яренска. Яренск, 1977 год.

На один из таких районных слетов, в 1977 году, мы прибыли неполной командой, втроем: кто-то из участниц не подошел к утреннему поезду. Вышли из положения таким образом, утром, за полчаса до открытия слета, нашли двух девушек (одна из них сейчас – заведующая Центром соцобеспечения Татьяна Борисовна Семашко) и такой сборной урдомско-яренской командрй заняли первое место.
Областной слет в Архангельске проходил в течение недели. Для участников команды шились одинаковые костюмы. Особенно красивым был у нас костюм в 1975 году – из светлого хлопка. А вот в 1977 году получилось не совсем удачно: взяли полосатую ткань, из-за чего команда немножко смахивала на сбежавших с каторги уголовников.
В 1974 году команда из Урдомы заняла на районом слете первое место, в том же году сборная района на областном слете попала в призеры. Так что на следующий год, когда мне (от Урдомы в составе районной команды был еще Саша Фролов) довелось побывать на таком слете, как представителю команды-призера было доверено поднимать флаг.
Описание того слета заняло бы немало времени, скажу только, что в тот год, юбилейный год Победы, с нами в составе команды был ветеран войны Петр Михайлович Проскуряков из Лены. Мы очень подружились, несмотря на разницу в возрасте. Каждое утро лагерь поднимали в шесть часов утра, а поскольку до поздней ночи в лагерном городке не утихала жизнь, все поднимались в крайне сонном состоянии. Да, забыл сказать, мы жили на большом и совершенно необитаемом острове на Северной Двине, поэтому о завтраке нужно было заботиться самим. И каждый утро повторялась одна и та же картина: мы с трудом вылезаем из своей палатки и видим, что около нее уже горит костер и наш Петр Михайлович с бодреньким видом помешивает в котелке душистую гречневую кашу с тушенкой.
На областном слете, справа - Павел Панков, Валерий Пинегин и Олег Угрюмов.

На областном слете, справа — Павел Панков, Валерий Пинегин и Олег Угрюмов.

В 1977 году в составе сборной команды в областном слете участвовали Павел Панков, Валера Пинегин и автор этих строк. За неимением места в газете скажу коротко только об одном дне недельного слета: весь лагерь подняли по военной тревоге в четыре часа утра, посадили в машины и увезли на военный полигон. Там всем выдали автоматы, появились танки, за которыми нужно было бежать в атаку.
До сих пор в семейном альбоме храниться фотоснимок, как напоминание об этом дне.
Олег УГРЮМОВ, в 1977-1978 годах секретарь комитета комсомола Верхне-Лупьинского леспромхоза. Снимки из семейного альбома автора.

(статья из газеты «Вечерняя Урдома» от 15.05.2015 г.)

Темы: