Кости Сретенского погоста.

И если кирпичи из кладки церкви, сваливаясь в Вычегду и оттесняя ее русло, хотя бы остаются в Суходоле, то человеческие останки древних захоронений с церковного погоста уносит водой. К Паламышу, к Котласу, в Северную Двину, а может и в Белое море. Вымытые из обрушившегося берега, кости рук, ног и черепов, пугая урдомских рыбаков, катятся по дну Вычегды, как стерлядь.

Суходол. Так по-простому мы его называем. А на протяжении всего обозримого прошлого – погост Ошлапье – веками был самостоятельной административной единицей, с 1924 до 2006 года – Суходольским сельсоветом. После этого Суходол вошел в состав муниципального образования «Урдомское» и потерял собственную юрисдикцию.
Правильно или нет, что Суходол лишили собственной местной власти, судить трудно. Кто-то считает, что тем самым будут окончательно погублены остатки самобытного ошлапьенского общества и культура. Другие уверены, что из-за отсутствия собственных бюджетных доходов, Суходол сам не выживет. Так или иначе, но Суходол исчезает все равно.
Кстати, в 1952 году для образования территории Няндского сельсовета частью своих территорий поделились Урдомский, Слободчиковский, Сойгинский и даже Иртовский сельсоветы. Суходольский не поделился своей территорией.
Молодежь после учебы из городов в Суходол не возвращается (впрочем, в Урдоме с этим делом не на много лучше). Старики исчезают на глазах. Сельское хозяйство погублено централизовано. И если не Безменовский иммунитет и энтузиазм тамошней коллегии краеведов, то после 430 лет от Ошлапьенского погоста останется лишь название «Суходол». Да холм от Сретенской церкви. А еще – что-то похожее на позор.
На заре нашего муниципального образования в компетентных кругах Урдомы ходила такая байка. Как-то прокурор обратил внимание главы муниципального образования на разрушающуюся Суходольскую церковь, подмытую водами Вычегды. Мол, она угрожает жизни и здоровью граждан. Поэтому необходимо принять меры для предупреждения трагедии. Тогдашний глава предложил взорвать церковь.
Церковь в Суходоле тогда не взорвали. Но в каждой байке есть доля байки. Церковь действительно разрушалась. То и дело кому-нибудь на голову мог упасть кирпич. Надо было что-то делать. Что именно – никто не знал, по всей видимости, даже прокурор. Но и взорвать рука не поднялась.
И если кирпичи из кладки церкви, сваливаясь в Вычегду и оттесняя ее русло, хотя бы остаются в Суходоле, то человеческие останки древних захоронений с церковного погоста уносит водой. К Паламышу, к Котласу, в Северную Двину, а может и в Белое море. Вымытые из обрушившегося берега, кости рук, ног и черепов, пугая урдомских рыбаков, катятся по дну Вычегды, как стерлядь. Смотришь на такое чудовищное зрелище, и невольно думаешь: «Чрез 300 лет с нами так же поступят – испугаются и обойдут стороной, хорошо, если не пнут».
Захоронения на церковном погосте такие старые, что холмы от могил давно стерлись дождем, да ветром. Уж никто и не помнит, кто по имени и когда там был захоронен. Говорят, некоторые старые могилы успели перенести родственники, а от древних осталось неогороженная территория и название погоста.
Года два-три назад у причала под Мадмасским мостом Вычегда тоже вымыла человеческие кости с черепом. По всей видимости – заключенного, строившего тот мост. Где умер, там и закопали. А может и не закапывали, а замыла та же Вычегда. Так тамошние энтузиасты собрали кости, и толи куда-то прибрали, толи захоронили заново. Одним словом, не оставили их на глазах у людей и собак. Комяки в тех краях живут, не русские.
Может и нам сообщить Главе Коми Республики, что, мол, на погосте Ошлапье тоже веками зыряне проживали. Вот и пусть приберут кости своих земляков. А то они рыбаков пугают.
Или все-таки сами подумаем, что с ними делать.
Честно говоря, я и сам ума не прилагаю, как поступить надо. Но знаю, что делать что-то надо, раз уж теперь вместе в одном муниципальном образовании живем. И уже давно, лет десять как надо. Может быть, собраться, кому есть дело до этого, поговорить, послушать идеи, а может и конкретные предложения у кого будут. Боюсь, что в одиночку разумного и справедливого решения здесь не найти.
С.И. Якимов, 19.08.2015

(текст статьи опубликован в газете «Вечерняя Урдома» от 21.08.2015 г.)

06.07.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (1)

06.07.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (1)

06.07.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (2)

06.07.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (2)

06.07.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (3)

06.07.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (3)

06.07.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (4)

06.07.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (4)

06.07.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (5)

06.07.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (5)

06.07.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (6)

06.07.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (6)

06.07.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (7)

06.07.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (7)

06.08.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (8)

06.08.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (8)

06.08.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (9)

06.08.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (9)

06.08.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (10)

06.08.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (10)

06.08.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (11)

06.08.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (11)

06.08.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (12)

06.08.2015. Суходол. 30м ниже Сретенской церкви (12)

25.08.2015. Под Суходольской церковью.

25.08.2015. Под Суходольской церковью.

25.08.2015. Под Суходольской церковью.

25.08.2015. Под Суходольской церковью.

Темы: