Урдомское такси на страницах Правды Севера.

На первый взгляд, посмотришь: не прихоть ли, в поселке — не в городе — такси свое иметь. Но поселок немалый, да и растянут так, что из одного конца в другой можно целый час шагать. А ведь это если только Урдому брать.

Катило по поселку музыкальное такси

Нет, теперь вслед его машине уже никто из местных жителей с изумлением не оборачивается. А ведь было, что и пальцами тыкали:
— Смотри, такси в Урдоме появилось!
Такси и есть, все как положено: шашечки на дверце и световое табло на крыше. Катит себе по поселку, своим видом зазывая: эх, прокачу!
Кое-кто из знакомых нововведение сначала за розыгрыш даже счел. Встречая Александра, недоверчиво спрашивал:
— Ты что, прикалываешься так?
А он отвечал вполне серьезно: никакого розыгрыша, все очень даже серьезно. Он — первый урдомский таксист — принимает заказы по телефону и в нужное время готов, оставив дела, сесть за руль почти в любое время дня и ночи.
На первый взгляд, посмотришь: не прихоть ли, в поселке — не в городе — такси свое иметь. Но поселок немалый, да и растянут так, что из одного конца в другой можно целый час шагать. А ведь это если только Урдому брать.
— Я как-то из Котласа ехал на поезде, — рассказывает Александр Белых, — попутчица, еще совсем молоденькая девушка, ехала в первый раз с учебы домой в Козьмино, И как ты попадать будешь, спрашиваю ее. Автобусом, а потом паромом, отвечает неуверенно. А какой автобус, если время — восемь вечера. Автобус пойдет только послезавтра. Ночевать в Урдоме? А где?
Гостиницы нет, вокзал на ночь закрывается. Частника поймать? Попробуй вот так сразу найти, кто бы согласился в даль такую ехать. Я и задумался: р ведь только такси в таком случае и может помочь. По крайней мере, знаешь, к кому в любое время суток можно обратиться, если потребовалась машина.
Потом с котласскими таксистами потолковал: что и как. Те на своих машинах работают. Вертеться, конечно, приходится, но и зарабатывают неплохо. Однако там — город, а Урдома, хоть и крупный, а все же поселок. Решил попробовать: получится — не получится.
Машина своя была: «Жигули» приобрел недавно, еще года не прошло. В конце августа шашечки таксиста на дверях вывел и отправился по дорогам поселка первых клиентов искать. Так музыкант, более того — директор Урдомской школы искусств стал обыкновенным таксистом.
Первую пору, когда прохожие оглядывались и тыкали пальцем, пережил спокойно. Первые неудобства очень скоро уравновесились первыми благодарностями от клиентов. Одним помог с вещами в другой конец Урдомы добраться, время сэко¬номить, других отвез в соседний поселок Тыву. А кто-то спешил к парому на Вычегду, хоть и не столь далеко, километров восемь, а пока прождешь автобуса
— «Жигули» с шашечками пришлись как нельзя кстати.
Таксу Александр устанавливает на глазок: в черте Урдомы, например, от поселка газовиков до Первомайки — тридцать рублей. На дальние поездки: около сорока рублей на десять километров пути. Несколько раз уже доводилось ездить по району. Даже до райцентра, туда дорога клиенту обойдется сейчас в полтыщи рублей. Дорого? По сравнению с автобусом — конечно. Но если в путь отправился не один, а, скажем, втроем, то сумму на троих дели.
— Вот, скажем, муж с женой разводятся, а суд им назначили на вторник. В этот день автобусы из Урдомы в Яренск не идут. Поедешь накануне — на гостиницу еще больше затратишь. Вот я их и отвозил. Ездят в районный центр и по другим делам. Сейчас многие конторы, даже загс, из поселков в райцентр перевели, пока все обойдешь — сколько времени потеряешь. А на машине — в полтора часа управились. Один раз местному нашему предпринимателю потребовалось комиссию из райцентра привезти, тоже я ездил. Бывает, что и поближе поездки заказывают: в Слободчиково, в Козьмино, в Вандыш.
Но больше работы все же здесь, в Урдоме. Нужно до церкви человека пожилого довезти, к поезду с вещами вовремя подъехать — в поселке знают, к кому следует обращаться. Уже и клиенты постоянные появились: одна семья из поселка газовиков каждые выходные отправляется в поселок Нянду родителей навестить. Вроде бы недалеко, а все ж на машине удобней.
Бывает и так, что едет по своим делам, по дороге останавливают: довези туда-то. Если свободен, не отказывает.
Но самая горячая пора для него — вечер и ночь в субботу и пятницу, почти три четверти всех заказов как раз на это время выпадает. А дает такое количество клиентов местный ресторан «Виконда», уж тут только успевай оборачиваться. Кто-то звонит по телефону: потребовались срочно «колеса», чтобы подругу привезти. Ну, а кто и после застолья, праздник в душе портить не желая, решил не топать ногами по ночной Урдоме, а на машине прямо ко крыльцу. Иному после застолья ресторанного и идти не по силам, и такое бывает. Звонят домой Александру Белых: выручай, надо товарища до дому доставить.
— Пока работаешь, чего только не наслушаешься, — он улыбается, — в поездке молчать не станешь, вот все новости и узнаешь. Бывает, что и забавные случаи происходят. Однажды женщина позвонила: надо срочно до Вычегды съездить и обратно. Поехали, а по дороге рассказала о своей беде: муж с компанией на рыбалку отправился, да вот узнала она, что вместо того, чтобы рыбу ловить, загуляли мужички, принялись усердно запас взятого с собой спиртного уничтожать. Что поделаешь, пришлось женщину не только до реки везти, но и там помогать ей мужичка загулявшего в машину подсаживать. Правда, он настолько удивился неожиданному появлению супруги, что даже не сопротивлялся.
Об одной особенности урдомского такси нужно говорить особо, такой «услуги» не представляют даже самые высококвалифицированные таксисты столицы. Уверен, читатель, что если вам доводится на автобусах или машинах в качестве пассажира путешествовать, пусть даже на небольшие расстояния, не раз морщились от громкой и назойливой музыки, что из динамиков так и бьет по ушам. Беда даже не в том, что громкая — рынок нашей музыкальной продукции готов разные вкусы удовлетворить, но отчего-то в большинстве своем способствует развитию не самых высоких. Я не говорю, что обязательно надо включать в салоне автобуса Брандербургский концерт Баха, но отчего, скажите, откровенную музпошлость или блатные песенки в уши вбивать?
Александр Белых, пассажира очередного встречая, тоже кассету в магнитофоне наготове держит. И пока едут, хоть два километра, хоть двадцать, можно наслушаться но ни какого-то блатняка, а песен о своем поселке. В том числе и в исполнении самого Александра. Из «Десяти песен об Урдоме» (кассету с таким названием с недавних пор можно приобрести в районе) одну написал Белых, сам ее и исполняет. А кроме того, выпустил в школьной, созданной им же студии звукозаписи две полные кассеты своих песен.
Как-то раз пришлось везти ленинградцев из Урдомы аж за Вычегду, и всю дорогу песни об Урдоме звучали, скучать не давали. Очень удивились гости местному сервису и, прощаясь, просили прозвучавшие песни для них переписать, на память… Так, с песнями, и развозит пассажиров местный таксист, удачно совмещая обязанность водителя и руководителя школы искусств.
— Ну, а основной работе разъезды не мешают? — спрашиваю. Ведь как-никак за рулем «извозчика» не простой труженик — руководитель школы искусств.
— Дело в том, что по заказам в основном я работаю в выходные дни и по вечерам, и то далеко не каждый вечер. Так что на работе в школе искусств это никак не отражается. Но нагрузка, конечно же, возросла, — признается, — времени свободного стало меньше. А с другой стороны — дочь в этом году поступила учиться, нужно помогать.
Если об экономической стороне дела говорить, то к Александру Белых уже не раз подходили знакомые с машинами, спрашивали осторожно: не возьмет ли в долю. Быть может, о каких-то суперзаработках на новом его поприще прослышали. Да только нет их, больших заработков-то. Это в городе частный извоз, быть может, окупается многократно, тут, в поселке, что ни говори, работы меньше. Хотя в октябре, по сравнению с сентябрем, число заказов увеличилось вдвое.
Но — примерно половина заработанных средств уходит на бензин. Но — налоги. Кстати, о налогах — они-то больше всего и пугают начинающих предпринимателей. На первых порах Белых тоже довелось столкнуться с непониманием и чуть ли не с оскорблениями: всех, мол, обмануть хочешь. Уже было собирались его на единый налог перевести, а он прикинул: если по четыреста рублей высчитывать начнут каждый месяц, то получится, что только на бензин и работает.
В конце концов понимание нашел и в районной администрации, и в налоговой инспекции: раз уж работает на честном такси не каждый день, а примерно три дня в неделю, то и налог уменьшили ему наполовину.
— Но даже не деньги главное, — сказал, как бы подводя итог разговору нашему, — важнее то, что вижу: нужно такое такси Урдоме. Ведь если бы каждый из нас посмотрел: а какое дело мог бы я делать, какую услугу оказывать землякам, тогда бы жить стало лучше, разве не так? А то сейчас порой за пустяком вынуждены люди то в Котлас, то в Коряжму отправляться, время и деньги тратят, хотя все можно сделать на месте.
Олег УГРЮМОВ. На снимке: Александр Белых.

(статья из газеты «Правда Севера» от 06.12.2001 г.)

06.12.2001. Правда Севера. Катило по поселку музыкальное такси. Белых АА (1)

06.12.2001. Правда Севера. Катило по поселку музыкальное такси. Белых АА (1)

06.12.2001. Правда Севера. Катило по поселку музыкальное такси. Белых АА (2)

06.12.2001. Правда Севера. Катило по поселку музыкальное такси. Белых АА (2)

06.12.2001. Правда Севера. Катило по поселку музыкальное такси. Белых АА (3)

06.12.2001. Правда Севера. Катило по поселку музыкальное такси. Белых АА (3)

Темы: