Рябовские угоры

Пока же Рябово держится трудом и терпением старшего поколения. Ни одного нового дома не построила в деревне молодая семья, ни один человек до 30 лет в этом селе не живет за счёт собственного личного хозяйства. А с появлением асфальтовых дорог не превратится ли чудесная деревня Рябово в дачное место для бывших её уроженцев, рвущихся ныне в близкие и дальние города России?

Они начинаются сразу после Литвино. Проехаться по ним мне пришлось только в зимнее время. Не смотря на то, что дорога там была основательно прочищена, наименьший комфорт в кабине УАЗика я испытал именно на этом участке. И как же потом был удивлён, когда жители Рябово такое состояние дороги оценивали только, как идеальное и отличное. Может быть, потому, что в осеннее и весеннее время она считается непроезжей.
К дорогам мы ещё вернёмся, а пока я дословно процитирую один библейский стих, который мы часто произносим так, как нам хочется: «Не только хлеб даёт жизнь человеку, но и всякое слово, исходящее из уст Божьих». Видимо, вот так конкретно, по-библейски, к нему в своё время относилось наше государство, когда по вычегодским деревням воздвигало православные храмы. Имея в виду их количество и архитектурные достоинства, легко предположить, что храмы эти обошлись ему в «копеечку». Но со временем, не смотря на государственную религию, оно не устояло сначала само, а потом и воздвигнутые им храмы, когда вместо «Закона Божия», уже в новом государстве, стали учить атеизму, а в противовес церквям начали строить клубы и Дома культуры как очаги воспитания нового человека.
Вооружённое «Моральным кодексом строителя коммунизма» государство тоже не устояло и как-то уж очень безвольно уступило свои полномочия новой власти. Судьбу разрушенных храмов, во многом, повторили и сельские клубы. Некоторые из них просто сгорели, некоторые действующие выглядят не лучше разрушенных церквей. Оценивая же их вклад в сохранение народных традиций, с сожалением замечу, что уже многие годы на районных праздниках песни сельская художественная самодеятельность исполняет то, что даже отдаленно не напоминает песни и пляски своих деревенских прародителей.
В чём не откажешь нашему государству, так это в масштабности замыслов, в смелости решений при обязательном отрицании предыдущего опыта жизни. Можно только удивляться стойкости русского крестьянина, который после стольких передряг не озлобился на жизнь и прожитую её часть не считает напрасной, если в том же Рябово главными праздниками называет 1 Мая и «октябрьские», но не забывая при этом Рождество и Пасху. Но не в связи с новыми веяниями, а по-старинке, как делали это ещё до возведения в деревне храма.
Конечно же, жило Рябово во все времена не хлебом единым, а хлеб добывало своим трудом. И ныне деревня, в заботе о нём, просыпается рано — в половине пятого. Надо топить печи и заниматься домашним хозяйством. Здесь нет коллективного хозяйства, но в личных подворьях имеется 116 голов крупного рогатого скота. И хотя глава сельской администрации Александра Васильевна Котенко, вспоминая совхозное стадо, с болью называла цифру -1500 голов, нынешнее число скота, в сравнении с другими сёлами не только нашего района вызывает уважение. Больше всего коров у П. Ф. Байдина — 5, кроме них еще есть две тёлочки и нетель. У В. В. Шемшина — 3 коровы и телята, у В. Д. Егощенко тоже много скота, в пределах десяти голов. В других личных хозяйствах, в среднем, по две коровы. А всего в Рябово 59 действующих круглогодично хозяйств.
Конечно же, у всех личные огороды, с которых в этом году собрали большой урожай картофеля. Главная беда деревни в том, что некуда сбывать ни огородную, ни мясо- молочную продукцию. Несколько легче со сбытом летом, когда в деревню приезжают отпускники. Не стояла бы так остро эта проблема, располагай Рябово проезжими дорогами во все времена года в сторону Литвино и Котласского района. А пока, как сказал мне по телефону инженер дорожного управления Сергей Александрович Голубь, расчистка шестикилометрового участка дороги на границе Ленского и Котласского районов находится в стадии согласования. Не чистят ее ни та, ни другая сторона. Говорят, какой-то шутник установил табличку с надписью «Ленский район» на шесть километров от правильной границы вглубь нашего района.
Не сомневаюсь, со временем проблема с дорогами будет решена. Их в районе много, а денег меньше, чем нужно. Те же средства, что отпускаются из районного бюджета на благоустройство Рябово, оказываются кстати и расходуются с пользой для дела. Александра Васильевна рассказала, что в прошедшем году часть денег была истрачена на заготовку материала для огораживания кладбища, и теперь скот летом туда уже не заходит. На эти же деньги сделали несколько мостов по Чаинскому лугу в сторону Литвино: за курью, за Рябовский ручей, через Селивановский ручей и мост через ручей на пристань. Из-за того, что в нынешнем году раньше холодов выпало много снега и не промёрзло болото, через него не удалось настелить путь в сторону разъезда на железной дороге. Эти работы будут проведены в нынешнем году, а неиспользованные средства пойдут на постройку хорошей перемычки между деревнями Горка и Григорьевская и моста через ручей.
Все эти работы выполняли местные ребята, которые всегда рады возможности заработать.
С дровами в Рябово проблемы нет. Лес выписывается на корню, а заготавливают его по заказу нуждающихся — те, у кого имеется техника. Конечно, если в доме есть мужчины, с дровами легче.
Не последнее место в личных рябовских хозяйствах занимают лошади — их здесь больше двух десятков. Есть в деревне и мастера, умеющие изготавливать для лошадей сани. С телегами вопрос стоит сложнее из-за производства колёс.
Кроме частного сельского хозяйства в селе исправно функционируют такие важные для жителей объекты, как школа, медпункт, почта с устойчивой телефонной связью, речной техучасток. Есть лесник. Работает клуб. И хотя в нём окна забиты оргалитом и досками (выбиты стекла), а зимой минусовая температура, молодёжь там проводит даже дискотеки.
Участковый милиционер находится в Литвино и из-за бездорожья не всегда может навещать Рябово. Поэтому если что-то случается — бегут к местной главе. В таких случаях становится Александра Васильевна и судьёй, и прокурором, и воспитателем. По мнению односельчан, слово её и действенно, и авторитетно.
Рябово — это ее малая Родина. Здесь Александра Васильевна родилась, окончила в местной школе семь классов и уехала в Сольвычегодск. Работала там у учительницы нянечкой, окончила в вечерней школе 10 классов. Потом училась в Котласе на воспитателя детского сада и работала им в одном из леспромхозов. В 1961 году вернулась в родное село. Дядя её в то время в совхозе осваивал новое дело — искусственное осеменение коров и предложил поработать осеменатором племяннице. Александра Васильевна согласилась, и эта профессия до 1974 года стала главной в её трудовой биографии. Потом ей предложили поработать в сельском Совете секретарём, переименовав со временем эту должность на специалиста. У неё шестеро детей и столько же внуков.
Сравнивая прошлую и нынешнею жизнь в Рябово, Александра Васильевна Котенко сожалеет об ушедшем времени, но утверждает, что и сегодня деревня может достойно жить своим трудом, если мимо Рябово будет проложена хорошая дорога и если будет иметь работу хотя бы один член семьи, чтобы другой в это время занимался домашним хозяйством.
Мне очень хотелось бы разделить оптимизм этой замечательной женщины. Пока же Рябово держится трудом и терпением старшего поколения. Ни одного нового дома не построила в деревне молодая семья, ни один человек до 30 лет в этом селе не живет за счёт собственного личного хозяйства. А с появлением асфальтовых дорог не превратится ли чудесная деревня Рябово в дачное место для бывших её уроженцев, рвущихся ныне в близкие и дальние города России? Впрочем, может быть, на самом верху опять что-нибудь придумают? Ведь до сих пор на селе насаждались и отвергались идеи, рождённые вдали от деревень. Не потому ли и на Вычегде есть деревни, от которых остались только разрушенные храмы.
Е. ЯПРИНЦЕВ. Маяк 22/01/2003
Темы: