Времянки под одну телегу

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ. «Добивайтесь вначале прокладки временной дороги с таким расчетом, чтобы можно было беспрепятственно производить заброску семей и грузов на участки, хотя бы на первое время, с возможностью проезда одной телеги»

В начале 1930-х годов одной из проблем организации заброски переселенцев на берега реки Верхняя Лупья (Шестой, Нянда и др) являлось плохое состояние лесных дорог, ведущих к местам спецпоселков. В этом выпуске газеты представлен распорядительный документ, обязывающий строителей, ради своевременной заброски спецпереселенцев, построить в лесной глуши хотя бы временные дороги.
Данное распоряжение касалось строительства подъездов ко всем спецпоселкам, в том числе Ленского района и реки Верхняя Лупья. Как установил Б.А. Угрюмов в этих местах для приема и расселения переселенцев были созданы участки № 7 – большая часть территории Ленского района и чуть позже № 6 – на левом берегу реки Вычегда. Уже к 10 июня 1930 года «прибывающие переселенцы на 7 участок все размещаются в селе Яренске; прибывающие в Урдому по 6 участку размещаются в селе Урдоме» (ГААО ф.1831, оп.1, д.291, л.134).
Представляемый документ хранится в Государственном архиве Архангельской области (ф.1831, оп.1, д.291, л.222): Письмо Северо-Двинской окружной колонизационной партии (г. В.-Устюг) Переселенческого управления Н.К.З. РСФСР от 17 июля 1930 года № 724/66 в адрес всех агентов по водворению, копия Ленскому РИКу, и Дорспециалистам:
«Прилагая при этом примерный план постройки временной дороги на поселки, Колонизационная Партия предлагает под Вашу персональную ответственность принять самые решительные меры к прокладке дороги в 3 недельный срок. При этом следует иметь ввиду, что неполучение до сих пор подробного описания направления изысканной трассы, цифры плана о количестве проделанных работ и потребных человекодней на выполнение их взяты приблизительными, а отсюда, естественно, в результате выполнения этого задания они могут измениться.
Ввиду того, что поселки от основных путей сообщения находятся расстоянии и прокладка с оконченным строительством полной дороги потребует много рабочей силы и времени, когда нужно не меньшее внимание обратить на форсирование строительства поселков с заброской максимального количества людей, — добивайтесь вначале прокладки временной дороги с таким расчетом, чтобы можно было беспрепятственно производить заброску семей и грузов на участки, хотя бы на первое время, с возможностью проезда одной телеги, а расширение и дальнейшее устройство дороги будет постепенно проводиться в будущем с момента водворения поселенцев на постоянное место жительства – поселки.
Почти полная невозможность в настоящее время заброски продуктов, с/х инвентаря и друг. грузов на участки, создает чрезвычайно серьезную угрозу перебоев снабжения и учитывая это Вам надлежит мобилизовать всех мало-мальски способных быть на работах, вплоть до женщин, стариков и детей, могущих по своим силам выполнят ту или иную работу. Своевременное водворение поселенцев имеет громадное политическое значение и возлагая на Вас строжайшую ответственность, обязывает выполнить прокладку времянки в установленный срок. Это также вынуждает предупредить Вас, что за все случаи нераспорядительности, нерешительности и не проявление должной настойчивости в этом деле, со стороны Колонизационной Партии будут приниматься самые решительные меры, вплоть до привлечения к судебной ответственности.
Данное распоряжение и план постройки дороги срочно передать дорожным специалистам и всем лицам, работающим по прокладке дороги.
Зав. Колонизационной Партией подпись /Рычков/.
Секретарь подпись /Якубов/.»
На листе дела, следующем за вышеизложенным письмом, приложен «Примерный план постройки времянок /дорог/ к 7-му участку Ленского района / протяжением 100 километров». Из него видно, что в отношении дорог необходимо произвести работы: «раскорчевка пней и разрубка (по имеющимся данным просека прорублена, но нескорчевана); прокопка отводных и боковых канав в заболоченных местах; постройка временных мостиков; устройство на заболоченных местах жердевой выстилки».
Планов постройки дорог к другим участкам, в том числе к 6-му, в архивном деле № 291 не имеется. Однако это обстоятельство, по всей видимости, говорит лишь о том, что 6-й участок (Шестой, Нянда и другие Верхне-Лупьинские) в середине июля 1930 года не относился к ведению Ленского района. То, что дорога к Верхне-Лупьинским спецпоселкам тоже была еще не готова, говорится 01.06.1930 года в секретной телеграмме № 41 из Ленского райисполкома в Окружной Северо-Двинский исполком (г. Устюг): «Построек дороги Лупья не сделано, пекарни нет. Сообразуясь наличием помещений, Урдому можем принять тысячу. Дайте директиву леспромхозу высылке материалов ремонту церкви, приспособлению других зданий» (ГААО: ф.1831, оп.1, д.291, л.114).
Из всего вышеизложенного следует вывод, что первые раскулаченные спецпереселенцы, прибывшие на реку Верхняя Лупья в первой половине 1930 года, добирались туда по бездорожью. Например – по просекам.

(статья из газеты «Вечерняя Урдома» от 24.02.2017 г. Якимов С.И.)

Темы: