Скучая по родине

"Я прожила на Севере очень короткое время - всего 13 лет, но эти годы оказались самыми дорогими и значимыми для меня. Каждый раз, вспоминая их, испытываю боль и трепет... Я живу в Ставропольском крае, в небольшом домике на высоком берегу реки Кубань, но душа моя на Севере. Уже нет того дома, где я провела своё детство, откуда пошла в школу, но мысленно часто там бываю. Помню всё до мелочей. И очень скучаю по родине. Но только спустя много лет я смогла приехать в Нянду к своей тётушке. Всю дорогу от Котласа до Урдомы простояла в тамбуре вагона и не могла дождаться, когда я смогу вдохнуть этот воздух, воздух родины! Кажется, он наполнил меня с головы до пяток. Это такая мощь лесов, такой кислородище! Не надышишься", - из воспоминаний Галины Николаевны Яковенко (Галицкой) о Няндской и Урдомской школах.

Следы минувших лет

Вспоминая Урдомскую среднюю школу

Никогда не думала, что смогу доверить бумаге чувства, которые стараюсь не трогать, потому что очень больно. Но ведь детство — это отрезок моей жизни, и я по праву могу назвать его счастливым.
Судьба распорядилась так, что я родилась на Севере, прожила там 13 лет. Меня с пелёнок окружали люди, которые влияли на формирование у меня таких человеческих качеств как открытость, доверчивость, справедливость, сострадание ко всему живому на Земле!
Я, Галицкая Галина, родилась в 1956 году в п. Нянда Ленского района Архангельской области. Мы жили на окраине посёлка в бараке, в котором обитало несколько учительских семей. За стенкой с маленькой дочкой Олечкой жила Галина Николаевна Лиханова. Добрейшей души человек! Я помню, она вела уроки в маленькой деревянной школе в начальных классах. Там в начальных классах. Там училась моя сестра Нина. Я специально ходила туда, залезала на завалинку и смотрела в окно. Как же хотелось скорее попасть в класс и послушать, о чем учительница так увлечённо рассказывает, что дети не сводят с неё глаз! Я мечтала сделать Галине Николаевне что-нибудь приятное. И однажды зимой, на Новый год. я сходила на лыжах в лес и принесла ей маленькую ёлочку. Мне кажется, я была рада в десять раз больше, чем она.
В 50-е годы школа для старших классов стояла на высоком берегу в месте слияния двух рек Нянда и Лупья. Учителя жили большей частью в посёлке. Рядом со школой был еще один дом для учителей. Одну половину занимали Черепановы Сергей Васильевич и Софья Петровна с семьёй, а другую — семья Плаховых. Недалеко жила семья Ложкиных. Валентина Петровна преподавала русский язык и литературу. Помню учителя немецкого языка Давида Мартыновича Руппеля.
Май 1964, п.Урдома. На крыльце Урдомской средней школы.

Май 1964, п.Урдома. На крыльце Урдомской средней школы.

Должность директора школы занимал Сергей Васильевич Черепанов. На фотографии они все молодые и красивые. Примерно в то же время начинали свою преподавательскую деятельность и мои родители: отец Николай Васильевич Галицкий и мама Надежда Михайловна Галицкая. Отец преподавал историю, а мама — географию.
В 1963 году в посёлке Первомайский построили новую школу. Туда я и пошла в первый класс. Это была большая светлая школа. Как пахла она свежим деревом и краской! С каким трогательным чувством зашли мы в класс! Какими мы были нарядными в коричневых платьицах и белых фартучках! Сразу вспоминаются слова песни: «Первый учебник и первый урок, так начинаются школьные годы». Нина Васильевна Брусова, первая учительница, казалась мне очень строгой.
Время учёбы в начальных классах пролетело очень быстро. В памяти остались только эпизоды. Помню, ходили в школу из Нянды на Первомайку. Осенью — утром свежим, по холодку осеннему, когда деревья в золото одеты. Зимой — по глубокому снегу. Старшеклассники шли впереди, прокладывая тропинку, а мы — следом. Весной путь преграждали потоки воды. Но это было здорово! Помню, как в 1965 году мама работала начальником пионерского лагеря «Северный». Скорее всего, это был первый пионерский лагерь на базе нашей школы.
В то пору я мечтала, что моя будущая профессия будет связана с лечением животных. Но… судьба распорядилась иначе. Родители решили уехать на Кавказ. И все мои мечты так и остались мечтами.
Я живу в Ставропольском крае, в небольшом домике на высоком берегу реки Кубань, но душа моя на Севере. Уже нет того дома, где я провела своё детство, откуда пошла в школу, но мысленно часто там бываю. Помню всё до мелочей. И очень скучаю по родине.
Но только спустя много лет я смогла приехать в Нянду к своей тётушке. Всю дорогу от Котласа до Урдомы простояла в тамбуре вагона и не могла дождаться, когда я смогу вдохнуть этот воздух, воздух родины! Кажется, он наполнил меня с головы до пяток. Это такая мощь лесов, такой кислородище! Не надышишься.
На следующий день я пошла на Первомайку к учительнице Валентине Петровне Ложкиной. Она меня не узнала сначала, а потом очень обрадовалась. Тут же пришли Галина Николаевна Лиханова и Зинаида Николаевна Перетятько. Это была первая незабываемая встреча. Вспоминали школу, моих родителей. Спрашивали, как сложилась их дальнейшая жизнь.
Чувство расставания переживала очень тяжело, не могла сдержать слёз, но решила для себя, что буду возвращаться при первой же возможности. И я стала приезжать, хоть на несколько дней, так как дорога отнимала много времени — 5 суток.
Во время одной из наших встреч Валентина Петровна сказала мне, что недалеко живёт моя одноклассница Людмила Мурзина (Фокина). Когда я подходила к двери квартиры, где жила Люда, она уже с улыбкой встречала меня на лестничной площадке. Как я благодарна судьбе и Валентине Петровне за то, что они подарили мне почти двадцать лет общения с этой удивительной женщиной! Людмила стала родным и близким для меня человеком, второй сестрой. Это она однажды вечером открыла школу, и я снова смогла зайти туда, заглянуть в мамин класс, сесть за ту же парту и снова, как в 1 классе, почувствовать себя робкой ученицей.
А потом Люда предложила заглянуть в гости к директору Евгению Михайловичу Стрекаловскому. В разговоре он очень сожалел, что мои родители уехали, что отец трагически погиб. Если бы мне тогда, в середине шестидесятых, кто-то сказал, что спустя много лет я буду фотографироваться с директором школы, я бы, конечно, не поверила. Ведь одно слово «директор» вызывало уважение и почтение. В школьные годы мы стояли перед ним навытяжку, так что я и теперь, в свои 50 плюс, почувствовала себя ученицей.
Сентябрь 2002, п.Урдома. Стрекаловский Евгений Михайлович и Галина Николаевна Яковенко (Галицкая).

Сентябрь 2002, п.Урдома. Стрекаловский Евгений Михайлович и Галина Николаевна Яковенко (Галицкая).

Я часто пересматриваю старые фотографии. Жаль, что большая часть их была утрачена при наводнении на Ставрополье. Очень много фотографий было в мамином альбоме. Стихийное бедствие 2002 года коснулось и города Невинномысска, где я живу. Родительский дом стоял на берегу реки Кубань и оказался в зоне затопления. Конечно же, все фотографии бесследно исчезли. Но те немногие, что остались, предлагаю вашему вниманию.
Я прожила на Севере очень короткое время — всего 13 лет, но эти годы оказались самыми дорогими и значимыми для меня. Каждый раз, вспоминая их, испытываю боль и трепет.
Потому что это в прошлом, потому что это было так мимолётно и, самое главное, этого никогда не вернуть. Не вернуть людей, которые лишь коснулись моей жизни, но оставили след в памяти и сыграли большую роль в том, каким человеком я стала. Любовь к своей малой родине… Родина-то малая, но любовь к ней в моём сердце безразмерна и навсегда.
Писала долго, чувства и эмоции переполняли, а в результате получилось полторы страницы текста, но многое осталось между строк.
Галина Николаевна Яковенко (Галицкая)

(текст статьи из газеты Урдомской средней школы «School новости», апрель 2018, опубликованной в газете «Вечерняя Урдома» от 13.04.2018 г.)

Темы: