Труппа народного театра Верхне-Лупьинского леспромхоза

"Как видим, разные люди. И возраст у них разный. Роднит их преданность театру, дух творчества, взаимопонимание, стремление вызвать нравственный резонанс зрителей. В основном это семейные люди, с двумя-тремя детьми. То есть народ, достаточно загруженный и без сцены. Но давайте познакомимся с ними, чтобы уяснить: театр и жизнь - одно другое дополняет и совершенствует"

Гости редакции
НА СЦЕНЕ И В ЖИЗНИ
С успехом выступает на сценах Домов культуры района с комедией Робера Ламуре «Моя парижанка» народный театр Верхнелупьинского леспромхоза. Редакция «Маяка» пригласила самодеятельных артистов «на чай», чтобы познакомить зрителей и читателей газеты поближе с исполнителями ролей понравившегося многим спектакля. И вот вся театральная группа у нас в гостях. Представляем, тех, кто у нас был: режиссер Евгений Япринцев, артисты — оператор раскряжевочной линии ЛО-13С Геннадий Царев (исполнитель главной роли), комендант поселка Евстолия Ивановна Иванова, воспитатель детского сада Ольга Лиханова, водитель «КамАЗа» Александр Фролов, инженер по планированию Урдомского линейно-производственного управления магистральных газопроводов Светлана Бабенко, секретарь исполкома Урдомского поселкового Совета Галина Папанова, рабочие Урдомского лесопункта Федор Зеленков и Николай Саленков, бухгалтер орса Верхнелупьинского леспромхоза Ольга Харченко и работник Дома культуры поселка Урдома Александр Селиванов.
В разговоре приняли участие председатель райисполкома О.В. Петров, работники редакции и типографии.
Как видим, разные люди. И возраст у них разный. Роднит их преданность театру, дух творчества, взаимопонимание, стремление вызвать нравственный резонанс зрителей. В основном это семейные люди, с двумя-тремя детьми. То есть народ, достаточно загруженный и без сцены. Но давайте познакомимся с ними, чтобы уяснить: театр и жизнь — одно другое дополняет и совершенствует.
Труппа народного театра Верхне-Лупьинского леспромхоза. Газета "Маяк" от 29.03.1988.

Труппа народного театра Верхне-Лупьинского леспромхоза. Газета «Маяк» от 29.03.1988.

Е. Япринцев: Что объединяет нас, что притягивает к театру? Каждый спектакль требует большой отдачи. Обычно ему предшествует три-четыре месяца репетиций, поисков. Это непросто, но, наверное, как раз стремление к коллективному творчеству и привлекает каждого.
Немного хочу сказать о ветеранах театра, Геннадии Цареве и Николае Саленкове. Позади и у того, и у другого более десятка различных ролей, спектаклей. Очень много работают они над созданием образа. Но меня радует и другое: их постоянная требовательность к себе, работоспособность. Они сейчас просто не могут сыграть на сцене хуже, чем вчера.
Г. Царев: Я вспоминаю, каким пришел сюда в первый раз. Был некоторый опыт выступлений на самодеятельной эстраде, но этого явно не хватало. Здесь учился действительно работать, думать, чувствовать.
Встретился, можно сказать, на сцене и со своей будущей женой, она тоже сыграла на сцене театра не одну роль.
Ф. Зеленков. Я пришел в театр недавно. Работаю в «столярке» жилищно-коммунального отдела леспромхоза. Как-то раз предложили сыграть в спектакле. Решил попробовать… И вот уже второй спектакль на моем счету. Мне нравится здесь само общение друг с другом, я сейчас просто живу этим.
С. Бабенко: А вы знаете, как я начала выступать? К Евгению Никифоровичу еще пять лет назад просилась, — да роли подходящей никак не находилось. А сейчас нашлась. Надеюсь, что эта — не последняя.
Е. Япринцев: Мне нравится, как относятся все к работе над спектаклем. А ведь если подумать, жертвовать ради этого приходится многим. Почти у каждого участника дома дети. Не все живут близко от Дома культуры, Светлана Бабенко, например, работает в Урдомском линейно-производственном управлении магистральных газопроводов.
Г. Царев: Приходится совмещать занятия с работой. Я работаю на нижнем складе Урдомского лесопункта. В день премьеры этого спектакля наша бригада выходила в ночную смену. Сыграл свою роль, а после спектакля — на работу.
Н. Саленков: Без поддержки в семье ничего бы не получилось. Ну, и сам, конечно, стараешься, настраиваешься на репетицию, стараешься быстрее всю домашнюю работу сделать.
Е. Иванова: Мужчинам проще. Нам же и постирать надо, другую работу седелать. Чем лично меня притягивает наш народный театр? Самим отношением между людьми. Я раньше участвовала в художественной самодеятельности. Была одно время директором Дома культуры Бахтина. Не было у нее специального образования, но подходила к людям она так же, как и Евгений Никифорович. С каждым поговорит, напомнит, чтобы не забыл про репетицию. И люди с желанием в Дом культуры шли.
В последнее время не стало такого внимания. Придешь на репетицию коллектива художественной самодеятельности, а там как будто и не ждали тебя. Пришел — хорошо, не пришел — тоже ладно. В народный театр придешь — Евгений Никифорович тебя уже ждет. А в коллективе художественной самодеятельности сколько раз бывало: сидишь и ждешь, когда руководитель появится.
Е. Япринцев: Все зависит от отношения к делу. Разве только народный театр должен быть у нас в Доме культуры? Я считаю, что можно создать кукольный театр. А почему бы не создать большой хор? Нужно только не сидеть, а действовать. Почему я стал заниматься театром? Еще с детства было у меня страстное желание играть на сцене в спектакле. Реализовать свое желание тогда не мог. Стал стремиться к созданию здесь, в Урдоме, своего театра. Учился заочно в Архангельском культпросвет-училище, ставил первые спектакли. Постепенно обрел и единомышленников.
Н. Саленков: Все зависит от энтузиастов. Если бы они были везде: и в художественной самодеятельности, и в спорте, — всем бы жилось намного интереснее.
О. Петров: Согласен с вами. Взять нашу Яренскую спортивную школу. А если вспомнить, в свое время эту школу планировали создать в Онеге. Но там не проявили желания, а у нас нашелся большой энтузиаст лыжного спорта — Борис Федорович Бельцин. Смотрите, каких сейчас ДЮСШ добивается успехов.
Е. Япринцев: Другой пример — Дом культуры в Козьмине. Обычный Дом культуры, а в свое время он и в массовости, и в мастерстве обходил многих. Правда, в последнее время, что-то меньше слышно о нем.
Е. Иванова: К сожалению, очень часто рядом с энтузиастами находятся и люди равнодушные. Работа народного театра должна волновать не только режиссера, в ответе за нее и директор нашего Дома культуры. Но как раз его-то наши дела волнуют меньше всего. Надо было на спектакль, мы его ставили второй раз, распространить билеты. Попросили директора ДК Владимира Гасиджака, а он в ответ: «Меня это не касается». Я не знаю, как можно с таким отношением к делу работать в Доме культуры?
Н. Саленков: Мы говорим о том, что нужны энтузиасты. Да, нужны. Но всем нам надо помнить также и о том, что им приходится труднее других. Надо доказывать, спорить, чего-то добиваться. А это не так-то просто, если при этом он будет постоянно натыкаться на равнодушие и бюрократизм, его энтузиазм может очень скоро потухнуть. Чтобы это не произошло, все мы должны поддерживать таких людей.
О. Петров. Мы часто задаем вопрос: а что дает художественная самодеятельность селу или поселку? А вот сравните два села Козьмино и Лену. В первом на концерт придут задолго до начала его. Хорошо встречают артистов. А что в Лене? Был я как-то раз там во время сеанса кино. Фильм давно начался, а люди еще только подходят.
Г. Царев: Выбираем такую пьесу для постановки, которая нас как-то задевает, волнует. А раз задевает нас, значит, должна задеть и других.
Н. Саленков: А если она заставила задуматься, оставила какой-то след, значит мы свое цели добились.
Е. Япринцев: Нужна пьеса, которая бы отвечала на самые злободневные вопросы времени. А таких у нас сейчас почти нет. Те пьесы, что еще совсем недавно казались нам смелыми и современными, быстро старятся, сейчас они ничего нового не говорят. Драматурги, пытаясь поспеть за временем, создают скороспелые, поверхностные произведения. А нам бы хотелось поглубже показать современные проблемы.
Г. Царев: Пьесу мы все выбираем вместе. Спорим, обсуждаем и берем для постановки только если она понравилась всем. Эта пьеса, по которой был поставлен спектакль «Моя парижанка», понравилась. Кстати, если бы не прошла эта пьеса, взяли бы для постановки одну из комедий Мольера.
Е. Япринцев: Какие из прошлых спектаклей поднимали самые злободневные вопросы? В первую очередь я бы назвал «Мы, нижеподписавшиеся…» Гельмана. Эта пьеса обгоняла время, шла впереди его. Можно назвать и работу прошлого года — спектакль по пьесе М.Шатрова «Синие кони на красной траве», и работу над произведениями А.Вампилова, В.Розова. Что будет впереди — сказать трудно. Не найдем хорошей современной пьесы — может быть обратимся к классике. Ни разу мы не ставили детектив, это тоже было бы интересно.
С. Бабенко: А мне бы хотелось сыграть в сказке. Разве это не интересно? Не надо забывать о наших детях, они не так много видят в нашем поселке. А еще хотелось бы участвовать в спектакле на военную тему.
A. Фролов: Что меня удивляет, так это вопрос некоторых: «А сколько вы получаете за спектакли?»
Е. Иванова: Причем вопрос этот задавали не раз. А когда станешь объяснять, что работаешь бесплатно, не верят. Удивляются: «А зачем же тогда ты туда ходишь?»
О. Петров: Вы поднимаете очень важный вопрос. Мы привлекаем сейчас, как вы знаете, школьников к общественно-полезному труду. И почти всякий раз слышим вопрос: «А сколько я буду получать?» Вопрос не такой и безобидный.
Е. Иванова: Мне по долгу своей службы часто приходится в летнее время принимать на работу школьников. И они тоже первым делом задают этот вопрос. Спрашивают не о том, что надо делать, а сколько будут получать.
Г. Царев: Может быть, в этом нет ничего страшного. Человек просто рассчитывает свои силы, ему нужен стимул, чтобы работать лучше.
Н. Саленков: Но ведь он начинает считать свой заработок, еще не приступив к работе. Выходит, что его, кроме денег ничего не интересует. На такой почве и вырастает бездуховность, с которой мы должны бороться своими спектаклями.
Фото Е. Япринцева. B. Карпова. О. Угрюмова.

(статья из газеты «Маяк» от 29.03.1988 г.)

Темы: