… на Урдому и в Шеному, и в Туглим

Первое письменное упоминание вычегодской правобережной Урдомы в духовной грамоте (завещании) вычегодского крестьянина Анфима Власова в 1591 году

1500 Карта: Нижняя Вычегда в составе Великоустюжского уезда

1590: Сольвычегодский уезд отделился от Устюга

<…>
15.
Духовная Анфима Власова сына Шилкова.
26 февраля 1591 года
Копия на 5-ти сставах.
(С. 12) Список с духовные слово в слово.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се аз раб Божий Анфим Власов сын Шилкова, отходя сего света, пишу себе грамоту духовную своим целым умом и разумом, кому ми что дати, или у кого ми что взяти.
Дати ми сестре своей Антониде два алтыны денег. Да взяти ми на Даниле на Федотове сыне по кабале {[25]} две гривны денег. Да взяти ми на Еремее на Федорове сыне Фешкове рубль денег по кабале. Да взяти ми на Офонасье на Григорьеве сыне пол-шесты (5,5. – М.М.) гривны денег по кабале. Да взяти ми по кабале на Василье на Остафьеве сыне, на Ошлапецком старом дьяке четыре гривны денег. Да взяти ми на Якове на Тимофееве сыне одиннатцать алтын (денег) по кабале. Да взяти ми на Харине на Прокопьеве сыне полтина денег по кабале. Да взяти ми на Овере на Олексиеве сыне пол-пята (4,5. – М.М.) алтыны денег безкабально. Да взяти ми на Василье Васильеве сыне на Содоке с Урдомы четыре рубли восмь гривен по кабале.
А подпиназе (?) мя, да что нам была приказана. Приказал Козьма Самылов сын Зотмой духовную свою, с Осипком Самыловым мы прикащики, Онфим с Осипком по живот Козьмы по Кононов(у) по приказу духовной, сели с Осипком, да и разделили. Да Осип мне в том животе и отпись дал. Да дочи моя, Ананьина жена Поли померла при моем животе. И тот Осип, приехав ко мне, у меня, у прикащика, по духовной статки брата своего Козьмы, а моей дочери, взял же сполна. Да в том мне Осип отпись дал. Да что было еще (о)статков живота ее, дочери моей, Анны, и яз все (о)статки живот(а) в сорокоуст роздавал: дана на три крилоса (клироса. – М.М.): на Урдому и в Шеному, и в Туглим. Да в том сорокоусте и отписи имал я у крилошан (клирошан. – М.М.). //
(С. 13) А что моей земли и пожни, и угодья, и поскотина, и межи по купчим землям, и пожням, и угодью, и поскотинам межи по купчим грамотам и по закладным, кругом по старым межам, и по деловым, куды купчие говорят и закладные, и деловые. А что есть ми купили свою землю с Захаровым сыном землицу здисе же на Тогноке у Леонтьевых дитей, у племянников своих, и пожни, да и поделили с нею же. А межи той землице и пожням по купчей грамоте. И яз своими землями и пожнями, и угодья(ми) и всем животом своим и двором, и скотом, и всякою деревнею благословляю жену свою Мавру, да зятя своего Анику Федорова сына, да дочерь свою Агрофену, да и внучат своих, Аникиевых детей. А случит Бог смерть жене моей Мавре, ино женин живот дать Аникею да Огрофене. Дать, что у меня пожня за рекою за Вычегдою во Княженье Бодвором (?) и яз тою пожнею благословил зятя своего Леонтья, да дочерь свою Наталью, да внучат, своих Леонтьевых детей. Да и дан(н)ую им дал на пожне при своем животе. Да еще им от меня благословение – корова редра {[67]}, что у Одери купливали. Да жену свою Мавру благословляю на кобицу {[30]} кохтом (может быть испорченное или местное слово от куха, куфа ?) {[33]} своим большим медным пивным до смерти.
А сорокоустом я отписываю по себе отцу своему духовному попу Мосию (Моисею. – М.М.) Иельскому и на весь крилос (клир. – М.М.) 40 алтын денег, а в церковь полтина денег на воск и на темьян, да Илье Пророку пол пожни на воск и на темьян на коровье жито от озераской (видимо, соединены два слова подьячим, копировавшим текст духовной. – М.М.) конец.
А другая пол пожни Дмитрею святому в Ошлапье, а в церковь полтина денег на воск, на темьян. И пол пожни в Ошлапеи двои на воск, на темьян, от реки тот конец. Межа им по край остожья {[46]} с ришную (речную. – М.М.) сторону, да с остожья прямо на веретею {[5]} на вотничек (?). А межи кругом по старым межам.
Да Ильи Пророка служит(ел)ям полтина денег, чтобы меня писали в синодик да поминали ежесуточ(но). //
(С. 14) Да в Ошлапей прежнему отцу духовному попу Ивану и на весь крилос (клир. – М.М.) 4 гривны денег, да в церковь гривна на воск, на темьян.
Да к Ивану Предотечю в Туглим на весь крилос (клир. – М.М.) 4 гривны денег, да в церковь гривна.
Да на Урдому Николе на весь крылос (клир. – М.М.) 4 гривны денег, а в церковь гривна на воск и на темьян.
Да к Пречистой в Пустыню на весь крилос (клир. – М.М.) полтина денег, а в церковь гривна на воск и на темьян.
А в Сойгинской Спасу в монастырь 4 гривны денег.
А приказываю сию духовную жене своей Мавре да зятю своему Аникию, да дочери своей Агрофене, дати и взятии, и по моей душе по править.
Да Егорью Храброму на кровлю 10 алтын.
А у духовной седели отец мой духовной поп Мосий Ермолин сын, да мужи седели Юрье Захарев сын, да Дементей Ильин сын, да Спиридон Семенов сын, да Федор Дмитриев сын с усть истока.
Духовную писал Шенамской волости дьячек Богдан Киликин сын Попов.
Лета 7099-го (1591. – М.М.) месяца февраля в 26 день.
Да позади подлинной помета воеводы Елисея Максимовича Веревкина: 170-го (7170 – 1662 год. – М.М.) марта в 20 день. Взять к делу.
Да позади ж писано:
По сей духовной поп Мосий сорокоуст взял весь сполна и вонтину (?) сена нишную (нижнюю. – М.М.) все сполна. Руку приложил.
По сей духовной Мавра да Аника прикащики в церковь Ильи пророку на воск, на темьян полтину денег заплатили.
По сей духовной Онтониде 2 алтыны заплатили.
По сей духовной Козьма деньги заплатил все сполна.
По сей духовной Василей Васильев сын сорокоуст заплатил 4 гривны, и 8 гривен денег, и кабалу ту выкупил.
По сей духовной Оверя заплатил пол-пята (4,5. – М.М.) алтыны прикащикам. //
(С. 15) По сей духовной поп черной Серапион Соеского (Сойгинского. – М.М.) манастыря у прикащика у Аники 4 гривны сорокоустья взял и руку приложил.
По сей духовной меня Леонтья да Наталью от прикащика Аники корова дошла благословение Онвимова (Анфимова – М.М.) и дела нет до них.
Положил прикащик Аникий и по Онфимо(ву благословению) пожню на корове их (на) исаде {[23]} Дмитрею святому и святой Варваре в дом на воск и на темьян.
По сей духовной Пустынский поп Петруня полтину сорокоустию взял и церковную гривну и руку приложил.
По сей духовной поп Иван Туглимской взял сорокоуст 4 гривны денег у прикащика у Аникия и руку приложил и в крилошан место, и церковную гривну заплатил старосте Ивану.
По сей духовной поп Иван Ошлапецкой взял сорокоуст 4 гривны денег у прикащика у Аникия и руку приложил и в крылошан место.
По сей духовной поп Кирило Урдомской взял сорокоуст 4 гривны денег у прикащика у Оники и руку приложил и в крилошан место. Да и церковную гривну заплатил Аникей пономарю Урдомскому Петру.
По сей духовной прикащик Аника Егорью 10 алтын на кровлю заплатил.

 

Мацук М.А. Крестьянские частноправовые акты XVI века в фонде Яренской приказной избы
РГАДА. Дополнение // Вопросы истории и культуры северных стран и территорий. 2018. № 44.
С. 12–15.
<…>

Источник:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральный исследовательский центр «Коми научный центр УрО РАН»

Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН

М.А. Мацук

КОМИ КРАЙ В XVI СТОЛЕТИИ:

ИСТОРИЯ, АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ,

ПУБЛИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ

Ответственный редактор

доктор исторических наук И.Л. Жеребцов

Сыктывкар, 2021

Темы: