«Репортаж с юбилея»

- Наши родители - Дмитрий Николаевич и Марфа Демьяновна Доника, - были очень хорошие и трудолюбивые, мы гордились ими, они были нам примером во всём. Их трудолюбие передалось нам, детям, и пошли мы по той же «тропинке», по которой шли родители и закончили то, что они не успели сделать в этой жизни. Папа умер два года назад. Он инвалид войны и, не смотря на это, трудился. У него был участок земли в два гектара, ночью сторожем работал в колхозе, и был хорошим сапожником, потому что даже и из других сёл привозили обувь на ремонт. А наша мама была лучшей ткачихой, она ткала ковры ручной работы и теперь у нас есть коврик - память о ней.

Репортаж с юбилея

9. МГ от 13.12.2007 Доника

О Донике Андрее Дмитриевиче газеты пишут часто, не забываем о нём и мы. Работа на собственной животноводческой ферме трудная, а его предприятие единственное на нашей территории. Мог бы он иметь и большее стадо, да не всё так просто.

Он снабжает молоком и мясом дошкольные учреждения, молочную кухню, Па население творогом и сливками. Не часто, но приходится ему быть ходоком то в районе, то в области. Проблемы есть, конечно, не исчезнут они и в будущем. Но при нормальном отношении властей к сельскому хозяйству работать ему было бы намного легче.

В этот раз в его избе люди собрались по поводу юбилея Андрея Дмитриевича. В 60 лет эта дата говорит о нём так, что есть ещё порох в пороховницах. На торжества в Чудо-Остров или ранчо, как говорит сам юбиляр, прибыли его союзники, помощники, бывшие соседи по деревне, которой нынче нет…

О жизни в деревне Остров теперь свидетельствует только дом Доники, а о сельскохозяйственном производстве — его же фермерское хозяйство. В шестидесятилетний юбилей Андрея Дмитриевича его крестьянскому хозяйству исполнилось 20 лет.

В этот день сбылась и мечта хозяина Острова. Впервые из Молдавии приехала его сестра Елена с племянницей и зятем, чтобы отпраздновать юбилей родственника и, наконец, увидеть то, о чём так страстно рассказывал их сородич, бывая в отпуске в родовом селе.

По народным рецептам, гости помогли наготовить множество закусок.

С родины привезли виноград и своё вино. Не в первый раз нагрянуло к нему и телевидение — Олег и Клавдия Хорошавины, и мы посмотрели фильм об Андрее, который был снят Олегом в 70-м году в начале фермерства Доники, увидели и вспомнили как он в том фильме пёк пироги по-домашнему, по-молдавски — с картофелем и луком. Этот замечательный фильм в своё время показывали по областному и российскому телевидению.

А сколько стихов было сочинено и прочитано на этом вечере о юбиляре! Даже сам Андрей Дмитриевич отразил в краткой стихотворной форме свою биографию…

И всё-таки, несмотря на обилие информации о Донике, характер его, даже для хорошо знающих Андрея людей, загадка. Этот пробел я решила отчасти восполнить рассказами о нём приехавших на юбилей родственников. Ведь во многом характер человека определяет среда, в которой он рос от рождения, уклад жизни, родители…

- Живём мы далеко от центра в селе Сагайдак Чимишлийского района Молдовы, — сказала Сестра Андрея — Демьян Елена Дмитриевна.

Народ у нас трудолюбивым, и многие занимаются сельским хозяйством. В нашем селе тысяча дворов, а населения три тысячи. Раньше был сильный колхоз, но разорился. И теперь сбытом сельхозпродукции занимаются только предприниматели. Сельчане своим трудом обеспечивают жизнь своих семей, а что остаётся — сдают предпринимателям на продажу.

В нашей семье, — продолжила Елена Дмитриевна, — было шестеро детей: Ефросинья, Пётр, (его уже нет с нами) Мария, (она живёт в г. Бендеры) Андрей, я и Ваня.

- Вы помните то время, когда Андрей уехал из родительского дома? — спросила я гостью.

- Это было в 70-м году — молодой, энергичный, он был настроен уехать из дома и найти себе работу. И нашёл её — на севере. В отпуск приезжал почти каждый год.

- А вы где трудитесь?

- Работаю в сельсовете, по специальности — бухгалтер.

- Какая у вас семья?

- Муж Пантелей, мы 37 лет вместе, и у нас трое детей, Он тоже работал в сельсовете, но должность его сократили. Теперь занимается своим большим хозяйством: есть корова, поросята, утки, гуси; индюки. С рынка ничего не покупаем, у нас растёт виноград, производим своё вино.

- Где теперь ваши дети?

- Первый окончил сельскохозяйственный институт, второй — университет, по специальности инженер-программист, дочь в этом году окончила академию — специальность экономист и год будет повышать квалификацию. Дети у нас хорошие, слава Богу, и занимаются только хорошими делами, берут пример с нас, не курят и не пьют. Старший — Ваня, женат, жена с образованием — у них двое детей. Второй сын — тоже женат, жена с образованием, у них тоже двое детей. У нас хорошие внучки, я их очень люблю.

- К брату на север вы приехали впервые?

- Да, когда он приезжал домой, то рассказывал, как живёт на севере, но мне всё время хотелось увидеть своими глазами. И, слава Богу, что это так и есть, как он говорил.

- Как вы считаете — серьёзное его хозяйство?

- Да, такая ферма была у нас в совхозе и считалась сильной, а он один поднял такое хозяйство. Я очень довольна братом и рада. Эта разлука не изменила его, он такой же, как был в молодости. И любит трудиться так, чтобы было у него всё своё. Когда был мальчиком, он мечтал об этом, и она осуществилась. У него в характере есть такая черта, что задумает, то и осуществит.

- Это в вашей семье родовое?

- Наши родители — Дмитрий Николаевич и Марфа Демьяновна Доника, — были очень хорошие и трудолюбивые, мы гордились ими, они были нам примером во всём. Их трудолюбие передалось нам, детям, и пошли мы по той же «тропинке», по которой шли родители и закончили то, что они не успели сделать в этой жизни. Папа умер два года назад. Он инвалид войны и, не смотря на это, трудился. У него был участок земли в два гектара, ночью сторожем работал в колхозе, и был хорошим сапожником, потому что даже и из других сёл привозили обувь на ремонт. А наша мама была лучшей ткачихой, она ткала ковры ручной работы и теперь у нас есть коврик — память о ней.

- Сложно ли теперь приехать в Россию из Молдавии?

- Да. Если раньше Андрею было просто приехать к нам в гости, теперь — безвизовые документы-проезды. Пишем на них, куда и на какой срок едем, что везём, и на каждой таможне проверяют багаж. А когда едем обратно, мы должны при проверке предъявлять иммиграционную карту.

- Где производят проверки?

- Было четыре проверки. На молдавской границе, проверяли наши пограничники. Подъехали к Украине - их таможенники, а когда выезжали с Украины — тоже украинские. А при въезде в Россию — проверяли российские таможенники.

- У вас что-то забрали на границах?

- Нет, в гости без подарков не ездят. И мы сказали, что у нас молдавские продукты, и багаж не стали проверять.

- Как вам показались здешние места?

- Здесь очень красиво, нас удивила природа севера. У вас мы увидели настоящую русскую зиму. Нашу зиму сравнить с северной — нельзя. У нас снег бывает с ноября до марта, и то не каждый год. Сейчас снег есть, потому что наше село расположено выше, а в других сёлах его нет.

- Вы с племянницей на юбилее у брата спели дуэтом много песен.

- В Молдавии, если есть гости, то за каждым столом поют, пели и наши родители.

- Как вы считаете, жизнь стала лучше, чем тогда, когда мы жили одной страной?

- У нас после перестройки было жить тяжело, а теперь в Молдове всё наладилось. Когда была перестройка, пенсию старикам не давали по годам. Зарплату и в сельсовете тогда не получали по 10 месяцев. А сейчас всё нормально. Когда Молдова отделилась, мы с тех пор пишем по латинской азбуке. В школе изучали французский язык, поэтому переходить на него было не трудно. Французский и молдавский языки похожи — это романская группа языков. Сейчас на русском языке мы практически не говорим.

- Я племянница Андрея Дмитриевича, по маме моя фамилия Доника, а по папе - Лунгу, — начала свой рассказ Анна Прокофьевна. Раньше в Молдавии, были имя, отчество и фамилия, а теперь отчество отменили, и я стала — Лунгу Анна.

- Когда вы узнали, что у вас есть дядя Андрей? Помните то время?

- Да, тогда я была маленькой, и мама мне рассказывала о нём. В то время были тяжёлые, но хорошие времена.

После армии Андрей женился, и все говорили, что у него двое детей. А на севере я не была, и ездила только в Киров. На этот раз Андрей нас всех пригласил, но не все смогли приехать, маме уже 73 года.

- У вас есть своя семья?

- Муж умер, а двое детей уже взрослые. Старший, Руслан, окончил институт — юрист, он уже женился, и есть сын. Младший — Ванюша — тоже имеет высшее образование, он программист, сейчас в Москве учится на налогового инспектора.

- Сейчас можно жить в Молдавии, а учиться в Москве?

- Сын поехал со мной, так как я живу в Москве, и работаю в торговой сфере.

- Сложно ли работать в столице?

- Не успеваю оглянуться, как проходит день. Из Молдавии мы уехали, чтобы иметь больший кусочек хлеба. Смотря на то, что теперь творится в Молдавии, жалею об этом. Я там была сильным человеком, работала на хорошей работе, была избрана в профком. Если бы осталась — могла бы достичь большего. Теперь разговариваю только на русском языке. А если туда поехать — в Молдове говорят — на латыни. В селе, где я родилась, этот язык не понимают. Считаю, что я сделала большую ошибку. Теперь, оценивая свои возможности, я могла бы на родине достичь больше, чем здесь.

- В Москве я купила 12 соток земли. Есть Молдавско-Российское соглашение, по которому я смогу перейти на общее гражданство. Хочу построиться и оформить документы.

- Из Москвы вы приехали одни?

Да, я встретила родных, у меня есть машина — «Шарар», а рабочая машина — «Вольво -2» — мой личный транспорт.

- Значит, в Москве вы устроились неплохо?

- Для этого надо работать, работать, и ждать от Бога свой кусочек хлеба, а не воровать у кого-то.

- Какое у вас гражданство?

- Молдавское.

- Какой национальности работают люди в вашей сфере? У нас говорят, что больше выходцы из Кавказа.

- Когда иду по улицам Москвы, часто слышу молдавский говорок.

Я люблю Москву, москвичей и россиян.

- Анна, у вас есть коллеги по работе?

- Я люблю работать только на себя и не хочу быть зависимой от кого-то. Сестра ждёт помощь от кого-то, а я жду помощь только от Бога.

- Какая у вас профессия?

- Педагог дошкольного учреждения со средним специальным образованием.

Работала по специальности год, сын родился больным, работу оставила, работала по ночам, а днём за ребёнком ухаживала и мучилась 12 лет. Его оперировали доктора Лукин и Лёлюшкин, я готова им и сегодня целовать руки и ноги за это. Моей беде тогда помогла Валентина Николаевна Терешкова. Когда я написала ей, сразу же последовал факс в Молдавию на мой адрес. И был выделен самолёт, а в Москве нас встречала скорая помощь.

- Вы любите своих детей, а они вас любят?

- Считаю что да. Если они меня не будут любить, то зачем я существую?

О политике я вопросов женщинам не задавала, они сами заговорили о ней. Женщины сказали, что очень уважают Путина, и если бы они были гражданами России, то непременно за него проголосовали. А племянница Андрея Дмитриевича — добавила, что любит нашего президента во всех отношениях: как человека, как политика, как личность, охарактеризовав в итоге своё отношение к нему такими словами — отношусь к нему как к отцу.

С. Александрова, газета «Местная газета» от 13.12.2007 г.

Темы: