«Как надо жить?»

Я хочу расширяться, чтобы для Урдомы на 6 тысяч человек производить мясо, молоко. И если соберу в округе коллектив, и компания будет нормальной, выхожу на переработку и расширяюсь. И дальше - открываю в Урдоме магазин со своей продукцией. Открываю канал, чтобы вытеснить с рынка чужих торговцев.

Как надо жить?

Наша беседа с Андреем Дмитриевичем Доника состоялась после визитов и поездки по району депутатов областного Собрания и заместителя губернатора В.А. Войкова с депутатом от нашего района Верещагиным. Были они и в Урдоме, а двое последних вместе с В.Л. Масловым и С.А. Быковым даже посетили фермерское хозяйство Доники. Любопытно, что ещё раньше район посетил и руководитель Департамента по сельскому хозяйству Гинтов, но приглашение Андрея Дмитриевича посетить Остров, оставил без внимания.

- Мне, сказал Доника, — понравился депутат Вторый, — по всему видно, что он озабочен всеми делами, которые происходят в области.

- У вас с ним была личная беседа?

- Он интересуется такими людьми как я, но их не хотят выпускать на «арену», потому, что такие люди высказывают всё, что есть на душе. Мы, работающие в сельском хозяйстве, не выдумываем и не требуем, чтобы кто-то делал что-то для нас. Главное, чтобы нам не мешали воплотить в жизнь те программы, которые намечены государством.

- Как он воспринял вас, как фермера, как личность?

- Он не думал, что есть такие напористые люди, которые добиваются справедливости, ведь такие чиновники, как Гинтов, который отвечает в области за сельское хозяйство, делает всё, чтобы оградить меня от встреч с властны-ми структурами, которые могут и должны мне помочь.

- Что ожидаете от Второго, как от депутата?

- Он для меня сделал одно дело — выступил на референдуме и сказал: «Таким, как Доника, нужно помогать» и потребовал возместить дотации на мясо — свежий, экологически чистый продукт, который я поставляю в детские сады.

Я не знаю, откуда взял Гинтов, что мясо должно идти в детские учрежде¬ния, только после переработки? И не менее 300 кг. Будет ли после таких странствий мясо свежим?

- Где находится ближайшая точка переработки?

- Вологда. Это за 400 км. от моей фермы. И вернётся сюда так называемое «переработанное» мясо по 200 руб. за 1 кг., и к тому же не качественным. Как кура из Индии. А Вторым впервые поднял этот вопрос и сказал: «И какой чиновник может сказать, — этому дать, а этому не дать?»

- Как думаешь, теперь с тебя не будут требовать возить мясо в Вологду?

- Да я его никогда и не повёз бы. Я уверен, что урдомские детишки получат мясо, отправленное мной без прикасания чужих рук на продукте.

- Как эта беседа вылилась в конкретное дело?

- Был такой разговор, что местная районная власть в лице Главы района Маслова В.Л. должна признать меня поставщиком и исполнителем госзаказа детских учреждений мясом и молочной продукцией. И под этой рамкой я должен получить дотацию за поставленную продукцию — мясо, молоко, овощи и т.д. по подтверждённым документам. В этом случае — я выполняю Госзаказ, а переработка здесь ни при чём.

Есть и второй вариант — они принимают постановление о поставке мной мяса в детские учреждения разделанным не менее 300 кг. общего живого веса. Это попадает под закон требования переработки. Я не знаю, кто мог принять закон с такими подходами?

- Район это услышал? У вас есть на это документ?

- В начале апреля будет сессия и у меня лично будет два вопроса: О признании меня фермером. И дорогу от Паламыша до д. Остров считать дорогой федерального значения. Эти два вопроса будут закреплены документально.

И при В.А. Войкове я высказал свою точку зрения об этой дороге. С ней я имею проблемы 18 лет. Эта дорога не выдуманная, она существовала и существует. По ней ездят рыбаки, грибники, ягодники. По ней ездят люди, имеющие скот для заготовки и поставки кормов. По этой дороге и я 18 лет перевожу сельхозпродукцию в дошкольные учреждения. Эту дорогу давно должны бы были признать муниципальной собственностью района. Ни один суд не будет отрицать бездействие власти по этому вопросу, и я дал понять, что терять мне нечего. Вот такой был разговор.

- Депутаты готовы рассмотреть эти вопросы?

- Они обязаны рассмотреть поставленные им вопросы и принять постановление.

Что вы можете сказать о «круглом районном столе» по сельскому хозяйству, состоявшемся в Яренске после визитов в район областных функционеров. Как известно «круглый стол» проходил без них. Совещание было содержательным? Оно вам что-то дало?

- На такие совещания собираются все руководители и решают разные вопросы. Я за 4 года оказался на нём первый раз, и даже не знал о них.

По этому поводу когда-то корреспондент газеты — «Правда Севера» написал статью, где был такой вопрос: Почему Доника не приглашают за круглый стол? А не приглашали меня потому, что я ставлю конкретные вопросы и даю деловые предложения, как выходить из трудных положений.

Вот сейчас хотят при МО района создать Сельхозуправление. Я не против, но если меня будут принуждать делать то, что меня не устраивает, то работать с ними не буду.

- Чему хотят вас принудить? — спросила я фермера из д. Остров.

- Хотят сделать ту самую переработку в районе. Они на Фокине уже споткнулись, а теперь вопросы ко мне. Дело в том, что в районе нет сырья. Я внёс предложение — создать в районе кооператив и сказал следующее: «Подберите руководителя, дайте возможность руководителю взять кредиты, купить КАМАЗ и обеспечить производителей комбикормами. Дайте «зелёную улицу» на вывоз пиломатериалов для удешевления комбикормов, как было раньше, и дайте возможность брать кредиты, чтобы можно было строить животноводческие комплексы. Есть люди, которые хотят, но не могут строить. Но они могут содержать скот от 4 - 10 — 20 — 30 голов. Они будут работать, не выходя из дома и зарабатывать стаж работы для выхода на пенсию. Раньше было нельзя, а теперь можно зарегистрировать предпринимательское производство по переработке сельхозпродуктов — и заработать полный стаж. Если будет кооператив, то можно в каждом посёлке создать звено по заготовке кормов, а через год можно говорить о переработке. Сами люди придут к мысли, что нужен Центр сельхозуправления — название не играет роли. Во многих областях так работают и не плохо».

- То есть, сами производители создадут свою переработку на паях?

- Именно это я и имею в виду. Когда будут производить свою продукцию, тогда управление должно запретить доступ в район некачественной продукции, закупленной по дешёвке — в больницы, школы, детские учреждения. Для этого в районе должна работать и лаборатория по определению качества продуктов животноводства, которая закроет доступ некачественной продукции.

В нашем районе есть влиятельные люди, которые запретили учреждениям покупать мясо у некоторых предпринимателей. Это происходит тогда, когда кого-то хотят «задавить» и подчинить себе. Некоторые же считают так. Если я заготавливаю корма. то я и цены буду сам назначать и работать по рыночным ценам. Если будет переработка, то прибыль в конце можно делить на паях. Если же кооператив по переработке будут создавать только переработчики, то они могут бойкотировать производителей и молоко придётся выливать скоту.

У кооператива должен быть и сильный юрист по управлению хозяйством. Вот я сужусь 18 лет, а где мои права? Где юристы? Где сельхозуправление? Сейчас есть юрист в администрации района. И в Архангельской администрации юрист, и в Агропроме есть юрисконсульт, но я вынужден сам себя защищать. Ведь если я обращусь в сельхозуправление за консультацией, то мне должны дать все сведения, которые мне нужны и заключить со мной договор. И я, не отходя от производства, решу вопрос по телефону.

Человек должен знать, в чём его удел и предел, и действовать в этих рамках. Даже власти не знают этого и работают вслепую. А я должен содержать своё хозяйство так, чтобы завтра не прийти с протянутыми руками о помощи.

- Из нашей беседы получается, что в Ленском районе нет механизма помощи сельхозпроизводителям, нет профессионала в этих вопросах, а он должен иметь практику хотя бы такую как у вас?

- Да, не только практики, нет у них и понимания. Некому ни консультировать, ни защищать.

- Если бы вам, Андрей Дмитриевич, сказали: «Брось всё, возглавляй комитет и разрабатывай?

- Я бы на это не пошёл. В своё время я сказал: — Ребята, в любое время могу вам дать совет и подсказать. Это я говорю о нашем районе, а не обо всей стране. У нас нет таких природных условий, которые я бы мог подогнать под себя. Если бы я работал на Кубани, Кировской или Вологодской области, я бы взял в аренду тысячу или 500 гектаров земли. Взял бы кредит, купил бы технику, или нанял людей с техникой.

- Как в Острове оказался зам. губернатора области В.А. Войков. По-моему это впервые?

- Да. С ним был ещё Верещагин, он наш земляк, при нём я и начал свою деятельность. Мы встретились с ним год назад, и по его инициативе я был приглашён на круглый стол области. Тогда собирали всех фермеров и руководителей сельхозпредприятий. Решался вопрос о состоянии в области вопроса по сельскому хозяйству.

И на областном круглом столе была одна говорильня. Нужна была галочка о состоявшемся мероприятии. И кроме меня никто не говорил, получилось так, что это заседание вёл я, и как будто для этого меня и пригласили. Я раньше встречался с Киселёвым и тоже никаких результатов.

И вот мне посоветовали встретиться с зам. губернатора Войковым и эту встречу организовали. После первой беседы с ним я остался доволен. Мы понимали друг друга с первых слов, этот человек вырос на земле, и его детство прошло, в то время, в котором рос я в Молдавии. Мы с ним оба мыслим в одном направлении, и нам было легко понимать друг друга, хотя он и моложе меня. Он мне посочувствовал, и пообещал в чём-то реально помочь. Но когда он разобрался в ситуации, в которой за 18 лет мне никто не помог, оказалось, что теперь для этого надо иметь полномочия, которых он не имеет, в том числе и финансовые. И пришли к тому, что надо ждать решения суда, который на этот раз пройдёт в С. Петербурге. Мы говорили о том, что следующий год мне можно будет начать с бюджета. В будущем мы будем работать с областными депутатами. Если решится вопрос о дороге, то из федерального бюджета на область выделятся средства, а область их переправит на район, и получится сумма, необходимая на содержание дороги в Остров, которую район возьмёт в муниципальную собственность. Заместителя губернатора я пригласил в Остров, при очередном посещении областных структур.

Когда Войков приехал в район, глава района Маслов В.Л. позвонил мне и сказал: - Андрей Дмитриевич, к вам большие гости едут, — и спросил меня: - Не надо ли тебе туда дорогу прочистить?

А я сказал: «18 лет мне этого никто не предлагал». На тот день, когда была назначена встреча, они не могли приехать, приехали на следующий день. Войков прибыл с Верещагиным, Быковым и Масловым. Мне было приятно. Должен был приехать и Додонов, но не смог. Посидели, поговорили… Мне понравилось то, что сказал Войков: «Я всю область проехал, но людей с таким энтузиазмом — не встретил. Доника начал с нуля и добился своего, преодолел себя и все препятствия. Поэтому мы должны этим гордиться, и делать ставки на таких людей. Было бы хорошо, если б таких людей было больше».

Как мне хотелось к его словам добавить свои и такие:

- Надо делать ставку на людей, которым дала сама природа заниматься хозяйством и которые могут вытащить его из грязи, а не ставить на болтунов и ораторов.

Но, вслух я сказал, что если в человеке заложено умение руководить, то этот человек вытянет любое производство. Он сам себе соберёт команду и будет им руководить. А работающие с ним будут рады, что их качества направлены в нужном для дела направлении.

При коммунистическом строе таких людей ненавидели. Потому что они открывали глаза всем на беспорядки в стране, и их боялись.

- Как Войков оценил ваше хозяйство?

- Он остался им доволен.

- Какая помощь может последовать от такого чиновника?

- А я её и не жду. Мне нужна моральная поддержка. Если я доведу дело до конца с судом, с дорогой, то мне не нужно никакой помощи. Я ведь хочу получить собственные средства, вложенные в дорогу за 17 лет. Если я их верну, появятся условия для развития. Я расширился, и это будет стимулом ещё для дальнейшего расширения. Мне не надо районной переработки, я сам её создам. И создам кооператив. Урдома и Суходол это позволяет, и, если я отработаю с ними два года, то ко мне присоединятся и Козьмино, и Сойга. и Лена, чтобы тоже работать в этой системе. Для этого надо сесть за круглый стол. И решить вопросы, которые нам по силам.

Ведь раньше люди жили за счёт личного хозяйства, от государства не просили ничего, а государство ещё брало с них натуральный налог. Если частник заведёт несколько коров, купит сепаратор, он за час переработает 150 литров молока. Сливки — на продажу, перегон — свиньям, и дело пойдёт. Зачем ему ходить и собирать металлолом? Он будет содержать хозяйство и всё у него будет.

- Какие ещё новости в фермерском хозяйстве?

- Приезжал зять, потом приехала ко мне дочка с внучкой. Погостили, посмотрели хозяйство, поехали решать свой вопрос на родину. Я же жду от них положительного результата - работать на моей ферме.

Когда я ездил на суд в Вологду, то на вокзале встретился с парочкой молодых. Разговорились. Они меня заинтересовали. А ехали они с заработков из Москвы в Мурманск. Жена его из Молдавского Приднестровья, а парень из Казахстана — русский немец. Им не больше 30 лет. Я дал им свой адрес, и сказал: «если заинтересуетесь, приезжайте в Остров, где будете строить свою жизнь сами».

Я им не гарантировал заработок, а сказал, что у меня хорошее хозяйство. Будете работать и сами решать проблемы. Вот уже две неделя, как они приехали. Молдаване не могут не знать работу в сельском хозяйстве. Молодой человек умеет ездить на технике, пришёлся ко двору. Им я отведу 2 га земли, чтобы стали на ней хозяином и прожили там год. Знаю по себе, прожил год и прирос корнями.

- Какая у него перспектива?

- В общем, я хочу, чтобы и он нашёл себя на этой земле.

- Какая перспектива вашего хозяйства на будущее?

- Каждый может жить, как хочет. У меня младший сын учится в университете. Каким путём он пойдёт? Я делаю всё, чтобы он получил образование. А хозяйство он и так знает. Он работает на машине и на тракторе, хотя ещё нет прав.

Я хочу расширяться, чтобы для Урдомы на 6 тысяч человек производить мясо, молоко. И если соберу в округе коллектив, и компания будет нормальной, выхожу на переработку и расширяюсь. И дальше — открываю в Урдоме магазин со своей продукцией. Открываю канал, чтобы вытеснить с рынка чужих торговцев. Если я стану со своим товаром рядом с чужаком, то продукцию возьмут у меня, а не у него, даже если она будет дороже, так как это прозрачный и чистый продукт.

Скоро и в Острове будут строить дома, какая разница, где жить? Я уверен, что государство отодвинет тех поставщиков, которые доставляют товар хуже, чем доморощенный. Мы будем работать. Так и надо жить.

- Действительно, вашему оптимизму и энергии можно только позавидовать.

С. Александрова, газета «Местная газета» от 03 апреля 2008 г.

Темы: