«Живет и развивается»

За последние годы многое успел сделать. Ферму расширил, крышу железом перекрыл, пристроил свинарник, что дало возможность увеличить поголовье. Поставил новую систему автопоения, транспортер. Но больше всего доволен тем, что смог купить охладитель молока. Времени и нервов на покупку потратил немало, но выбрал именно то, что нужно: холодильник на 400 килограммов, как раз для фермерского хозяйства. Появилась в Острове своя электростанция.

Живет и развивается

Так получается, что в Остров к Андрею Донике я попадаю всегда осенью. Корма к этому времени он уже заготовит, так что свободного времени для разговора побольше. Да и дорога теперь не держит, можно проехать в любое время.

14. М 73 от 22.09.2010 Доника...

Не смотря на кризис, фермерское хозяйство Андрея Дмитриевича живет и развивается. За последние годы многое успел сделать. Ферму расширил, крышу железом перекрыл, пристроил свинарник, что дало возможность увеличить поголовье. Поставил новую систему автопоения, транспортер. Но больше всего доволен тем, что смог купить охладитель молока. Времени и нервов на покупку потратил немало, но выбрал именно то, что нужно: холодильник на 400 килограммов, как раз для фермерского хозяйства. Появилась в Острове своя электростанция.

- В этом году без света, считай, три месяца сидели, — рассказывает. — То плановые отключения, то внеплановые. А когда своя станция, хоть и небольшая, надежнее.

Еще одно приобретение — оборудование для молокопровода. Установить новую систему планирует уже в этом году. Молокопровод плюс холодильник — вот вам и гарантия качества молока, которое у Доники покупают урдомские жители.

Покупают-то покупают, но для развития фермерского хозяйства денег этих явно маловато. Для того, чтобы по настоящему развернуться, большие деньги нужны.

- Мне эту лапшу про помощь сельскому хозяйству надоело с ушей стряхивать, — Андрей Дмитриевич, как всегда, в выражениях особо не стесняется! — Может, кому-то и помогают, но я об этом только по телевизору слышу. Те же кредиты. На словах все просто: пошел в банк, взял миллионов десять на несколько лет. Но когда начнешь вникать во все это, за голову хватаешься. Коммерческий банк кредит дает под 16-18%. 11,5% должен гасить Центральный банк, фермеру остаются 5 процентов. Но, чтобы получить льготный кредит, нужна гарантия погашения этих 11% областью. Кто мне такую гарантию даст? Никто! В итоге я могу в такую кабалу влезть с кредитом, что дети и внуки потом еще будут за него рассчитываться.

Кроме того, Чтобы кредит взять, нужен залог. Под него пойдут ферма, дом, скот, все имущество. Но все это надо сначала застраховать. А сума страховки такая, что если я ее найду, мне никакой кре¬дит не нужен.

Но самое главное — работать в сельском хозяйстве некому. Вы где сегодня надежную доярку, механизатора, специалиста найдете? Кто раньше работал — на пенсию ушли, кто сейчас мог бы работать или пьют, или на безработице сидят. А молодежь так воспитывают, что они крестьянским делом заниматься никогда не будут. Непрестижно это — в тракторе сидеть, на ферме работать. Вот банкиром, менеджером, где деньги легко даются, пожалуйста, картошку в поле копать — никогда. И родители, и учителя так ребят настраивают, да и политика государства в целом на этом построена.

В этом году весной из Урдомской школы получил я письмо с просьбой оказать благотворительную помощь на поездку ребят то ли на соревнования, то ли на -экскурсию какую-то. Да ради Бога, говорю, помогите рассаду свеклы посадить — хорошо за работу заплачу, обедом накормлю, да еще и денег в придачу дам. Нет, рассадой заниматься не будем, дайте денег.

Время прошло, снова директор пишет: выделите деньги. Опять предлагаю — картошку помогите посадить, будут вам деньги за работу. Не устраивает, некогда работать. Третий раз письмо пришло уже без подписи директора Додонова. Теперь ребята денег просят. А почему не заработать эти деньги своим трудом?

Сейчас учителя говорят: нельзя детей заставлять работать, законом это запрещено. Ну и что из таких детей получится? А наша «любимая» безработица? В городе, ее еще можно как-то объяснить: предприятия закрываются, новых рабочих мест нет. Но в селе, в деревне! Это ж надо до такого дожить: здоровые мужики получают 800 рублей в месяц, но работать не идут, да еще и пить умудряются каждый день.

Еще лет пять назад Доника делился своей задумкой пригласить в Остров несколько семей работящих. Тогда можно было бы развернуться: Дом построить не проблема, газ, свет — все есть. Рядом лес, река, озера. Можно и жить, и работать. Но хоть и давал везде объявления, никто пока не откликнулся. То ли не читают эти объявления, то ли энтузиастов пока действительно нет. Поэтому обходится пока наемными рабочими. Кто-то год здесь выдержит, кто-то два. Лишь один из старожилов работает у него уже лет десять.

Тема эта для Андрея Дмитриевича больная, говорить о ней он может хоть час, хоть два. Но у меня для него был заготовлен другой, не менее важный вопрос: а за счет чего все-таки живет фермерское хозяйство? В районе все хозяйства уже на грани разорения. На днях разговаривала с Виктором Ивановичем Векшиным из Лены.

- Все, — говорит, — закрываемся. Налоги задушили. Скот под нож пустим, что есть распродадим. И больше никакого сельхозпроизводства. Кончилось оно в селе.

А у Доники новый молокопровод, холодильник, крыша железом покрыта…

- Так в нашем деле прежде всего характер надо иметь и голову, — считает Андрей Дмитриевич. — Реализация продукции — самое главное. У меня Ур-дома под боком, это, конечно, свою роль играет. Частники, социальная сфера — молоко туда продаю. А мясо нарасхват всегда идет. Кое-какие дотации из областного и районного бюджетов получаю. Себестоимость продукции у меня невысока, потому что все сам произвожу — картошку, свеклу кормовую, зерно дешево купил на юге. Сена можно заготовить с лихвой — луга рядом заливные. Но главное, крутиться нужно, уметь договариваться, пробивать и считать хорошо. Вот если мне свиней продавать выгодно, я их развожу и продаю. Мясо спросом пользуется - молодняк выращиваю на продажу. Обещал поставить 10 голов — по району проеду, у частников куплю, но свои обязательства выполню. А у руководителей СПК, не в обиду им будет сказано, не хватает такой вот настырности.

Е. МЕДВЕДКОВА, Продолжение следует, газета «Маяк» № 73 от 22.09.2010 г.

Темы: