Там, где была глухая тайга.

Большие изменения.

Большие изменения

Нянда. Восемнадцать лет назад здесь шумел таёжный лес. Лишь охотники изредка приходили сюда по знакомым им лесным тропинкам и топким болотам, расставляли хитрые ловушки на пушного зверя, охотились на медведей и лосей.

В 1930 году в 12 километрах от села Урдома, на берегу лесной речки Верхняя Лупья, стал строиться поселок Нянда. Люди, пришедшие сюда жить, рубили и корчевали лес, строили жилые дома. В 1932 году в посёлке был уже организован колхоз «Труженик». На отвоёванной от природы земле колхозники занялись хлебопашеством: поля стали засеваться пшеницей, рожью, ячменём. Внося ежегодно в почву удобрения, колхозники получают всё лучший и лучший урожай.

По речкам для колхозного стада заготовляется сено.

Так, там, где была глухая тайга, зазвенела весёлая колхозная песня.

Прошли первые сталинские пятилетки. В нашей стране произошли большие изменения: появились новые заводы и фабрики, мощные электростанции, повысилось материальное благосостояние трудящихся, культурный уровень советских людей.

Большие изменения произошли и в посёлке Нянда. Теперь здесь, кроме колхоза, крупнейший механизированный лесопункт Нянда, дающий ежегодно десятки тысяч ценнейшей древесины новостройкам нашей страны.

А в одном километре от Нянды построена крупная железнодорожная станция Урдома, с водонапорной будкой, электростанцией и депо.

В домах рабочих, служащих и колхозников зажглись лампочки Ильича.

…Вот на окраине посёлка мы видим большое здание – это семилетняя школа. В ней учатся дети колхозников, рабочих и служащих лесной промышленности и железнодорожного транспорта – дети девяти национальностей. Имеются также больница, детские ясли, магазины, клуб со стационарной звуковой киноустановкой.

Лес – новостройкам

В механизированном лесопункте Нянда и вокруг его круглые сутки жизнь бьёт ключом.

В лесу, в 8-10 километрах от посёлка, с раннего утра слышен стук топоров, рокот механизмов. Здесь идёт заготовка древесины. Невольно обращаешь взор в сторону, где больше всего шума. Это работает на механизированной заготовке бригада электропильщиков Пинегина Анатолия Павловича. Бригада заготовляет до 125 кубометров в день.

…А вот лучист Лапшин Павел Иванович, колхозник колхоза «Красный май» Козьминского сельсовета. Он заготовляет ежедневно до 5,8 кубометра, при норме 4,5.

Радом работают возчики. Они подвозят заготовленную древесину в бунты к верхним складам. Среда них Крук Павел, Шум Анатолий и другие, подвозящие по 12-13 кубометров в день.

У верхнего склада стоят порожняком комплекты тракторных саней. Дружно работает на погрузке комсомольско-молодёжная бригада Сергея Некрасова. Сергею 20 лет. Он готовится в Советскую Армию. Да, скоро Советская Армия примет в свои ряды достойного, смелого, трудолюбивого, любящего свою Родину советского человека – комсомольца – стахановца!

Его бригада дневное задание выполняет на 130-150 процентов.

Комплекты погружены. Состав готов в путь. Его поведёт опытный тракторист Мотовилин Григории Фёдорович. С 1924 года он работает трактористом. После маневров т. Мотовилин подаёт трактор в голову состава. Прицепщик делает сцепление. Даётся газ и трактор медленно дернул состав. Скорость все увеличивается – 2 – 3 – 4.

Едем на тракторе. …Вот замелькали огни. Торопливо, но сосредоточенно, работают люди. Это биржа, сюда ведет свой состав Мотовилин. Его встречает начальник биржи тов. Писляк.

11 комплектов – 126 кубометров древесины привёз за этот рейс тракторист Мотовилин; и весело улыбаясь говорит: «Можно возить больше и будем возить больше, по 150-200 кубометров будем возить за рейс, лишь бы дорога немного выравнялась и обкаталась».

Началась разгрузка древесины с саней. Рядом бригады коммуниста Сабашникова Степана Егоровича и Фомина Василия Андреевича грузят древесину на платформы и в вагоны, чтобы как можно быстрее отправить лес новостройкам страны. Кипит работа!

…Погрузка закончена. Грузчики садятся отдохнуть, покурить и сострить какую-нибудь шутку. А к вагонам, тяжело пыхтя и отдуваясь своим паром, подходит паровоз. После непродолжительной работы бригады железнодорожников – сцепки и проверки крепления древесины в вагонах – паровоз дает гудок и состав тронулся. Лес пошёл в Караганду. Через семь суток телеграф сообщает: «Ваш лес получен. Караганда…»

И так каждый день.

После трудового дня

Вечер. В поселке зажглись огни. Молодежь идет в клуб, чтобы весело отдохнуть, посмотреть кино, потанцевать.

В правлении колхоза «Труженик» – заседание. Колхоз успешно закончил 1948 сельскохозяйственный год, засыпал семенные фонды, разделил свои доходы по трудодням, составил рабочий план колхоза на 1949 год. На заседании правления решается вопрос, как лучше подготовиться к весеннему севу.

А в конторе мехлесопункта собрались рабочие, мастера леса, руководящие работники мехлесопункта. Они – составляют сводку об итогах рабочего дня, другие – наводят справки и получают заработанные деньги, третьи – беседуют об организации работы в следующие день…

Выйдя на крыльцо конторы и увидав перед собой прямые улицы с домами, где в окнах привлекательно горит лампочка Ильича, невольно напрашивается вопрос: «Неужели здесь была глухая тайга?», и как-будто подслушав этот вопрос, паровозный гудок подтверждает: «Да, здесь была глухая тайга. А сейчас горят огни сталинских пятилеток…»

В. Устеленцев. Нянда.

(статья из газеты «Ленский колхозник» от 10.02.1949 г.)

ЛК №7 10.02.49, Там, где была тайга 1

ЛК №7 10.02.49, Там, где была тайга 1

ЛК №7 10.02.49, Там, где была тайга 2

ЛК №7 10.02.49, Там, где была тайга 2

Темы: