Вандышский и Верхне-Лупьинский мехлесопункты.

Из Приказов по личному составу 1939-41 годов.

В прошлом месяце исследователям нашего сайта было позволено ознакомиться в Ленском муниципальном архиве с одними из самых старейших документов, когда-либо изданных в нашей местности и сохранившихся в Ленском районе. Это книги приказов по личному составу первых лесопунктов, составивших в будущем костяк Верхне-Лупьинского леспромхоза. Написанные от руки, они зафиксировали в истории имена многих известных и не очень лесозаготовителей Верхне-Лупьинского края, их достижения и некоторые до сих пор неизвестные факты.

Вандышский мехлесопункт, Книга приказов 1939-40 ггКниги приказов Вандышского мехлесопункта треста Котласлес за 1939-40 гг (ЛМА: ф.165, оп.2, д.1) доносит до нас сведения о том, что Няндский лесопункт ко времени появления Верхне-Лупьинского леспромхоза был всего лишь мастерским участком Вандышского мехлесопункта. Хотя сам Вандыш построен позже Нянды.

Кроме Нянды, в Вандышском мехлесопункте были участки Паламыш, Ель, База (по всей видимости, это сам Вандыш). Мехпарк лесопункта составлял 14 газогенераторных тракторов, из них: два Сталинец 60 (ЧТЗ); пять СГ-60 (ЧТЗ); семь СГ-65 (ЧТЗ). А также была пожарная машина. В структуре Вандышского мехлесопункта существовали Вандышский Леспродторг, Козьминская фурбаза для выращивания молодняка. Постоянным местом жительства некоторых лесников был «шестой поселок». В 1940 году сплав леса в мехлесопункте осуществлялся по участку Нянда и участку База. 12 июня 1939 года в Урдоме находился наблюдательный пожарный пост Вандышского мехлесопункта. По всей видимости, это была деревня Урдома, вид Верхне-Лупьинских лесов из которой, был как на ладони.

В Приказах встречаются такие известные фамилии как мастер леса Моденов Федор Андреевич – через 12 лет он станет первым Председателем Няндского сельсовета (1952 г.); счетовод мехпарка Галин Прокопий Степанович – будущий начальник ОРСа Верхне-Лупьинского ЛПХ. И бесконечное количество других фамилий.

К 1940 году изготовление работниками Вандышского мехлесопункта личных парников из оконных рам расценивалось как порча материальных ценностей социалистической собственности. При обнаружении такого парника работнику предлагалось убрать рамы, или с него взыскивалось по 50 рублей за одну раму.

Печать Вандышского леспромхоза, 1940Существовавшая ранее, но не подтвержденная информация о том, что Вандышский был не мехлесопунктом, а целым леспромхозом, также отражена в этой Книге приказов. Наряду с подавляющим большинством раз использования наименования «Вандышский мехлесопункт», в шапке приказа и в названии должности начальника проскакивает и наименование «Вандышский леспромхоз». А в двух Приказах (о временной передаче обязанностей начальника мехлесопункта) имеется даже оттиск печати. Например, в Приказе «По Вандышскому мех. л/п треста Котласлес от 6/IV-1940 г» начальник мехлесопункта Кокшаров выбывает в командировку в г. Котлас на совещание по сплаву, и оставляет все оперативное руководство своему заместителю товарищу Шульману Г.А. И, что самое интересное, заверяет свою подпись печатью Вандышского леспромхоза с надписью: «Наркомлес С.С.С.Р. Лесосырьевой Трест Котласлес. Вандышский леспромхоз». Следовательно, если на официальной печати Вандышский указан как леспромхоз, то однозначно, что он был леспромхозом.

В-Лупьинский мехлесопункт, Книга приказов 1941 гКнига приказов Верхне-Лупьинского мехлесопункта треста Котласлес за февраль-май 1941 года (ЛМА: ф.165, оп.2, д.3) свидетельствует, что до появления в 1943 году Верхне-Лупьинского леспромхоза уже существовало лесозаготовительное предприятие с таким же названием. Необходимо отметить, что сведения о существовании Верхне-Лупьинского лесопункта имелись еще в 1933 году (газета Ленский колхозник от 01.01.1933 г). В то время ни поселка Вандыш, ни Вандышского мехлесопункта не было.

В указанной Книге приказов в мехлесопункте числятся мастерские участки: 1 клм, 7 клм, Медвежка, Егуш, Новое строительство, Тракторная дорога.

Из неразборчивого почерка данной Книги приказов усматриваются фамилии и должности: специалист по учету лесфонда Бобков Ф.М., начальник мехлесопункта Сухих С.Д., управделами мехлесопункта Маланин А.К., начальник погрузки мастерского участка 7 клм Пахтусов, лесоруб Катебо Андрей Яковлевич, главный бухгалтер Писарев, зав. ЛХС Донцов Иван Николаевич, заправщик Собашников Петр Иванович, бухгалтер Службы мехтранспорта Бушуев Андрей Аф., табельщик Лушников В.Як., пом. тракториста Кучин Павлин Михайлович, тракторист газогенераторщик Кибалин Петр Никонорович, механик Тараканов Ф.Ст., мастер леса Тропников, тракторист Лялюшкин, дежурная у телефона участка Новое строительство Окочутина Клавдия Исак., временно исполняющий обязанности начальника мехлесопункта Бачин В.А., лесник участка Медвежка Гомзяков А.Д., взрывник Сухих Иван Дм., электромонтер Некрасов Николай Егорович, кассир конторы 7 клм Палагина Ия Николаевна.

Из приказов следует, что доставка горючего для тракторов в 1941 году осуществлялась со станции Светик. В мехлесопункте наряду с лесозаготовками занимались также шпалопилением, имелось жилищно-коммунальное хозяйство (жилфонд, баня). Услуги бани стоили: для взрослых 50 копеек, для детей – 25.

Вывозка леса производилась по тракторно-ледяной дороге (основная и усы), мастер дороги тов. Повалихин. Оборачиваемость тракторо-вывозки на расстоянии 10-15 км составляла по норме 8-10 часов, по факту 20 часов.

(опубликовано в газете «Вечерняя Урдома» от 15.08.2014 г.)

читать состав Вандышского мехлесопункта 04.02.1941 г.

Темы: