Проблемы с зарплатой учителей.

"Наш всем известный юрист абсолютно голословно обвинил учителей в том, что они свои материальные проблемы хотят решить за счет всех жителей Урдомы!"

«Чур меня!» или «Лишние учителя»
Традиционно считается, что профессия учителя в стране, особенно в России, почётна и уважаема. И это действительно так: редко найдется даже завзятый школьный хулиган, который бы по прошествии лет не вспомнил свою учительницу с теплотой.
Опросы общественного мнения показывают, что почти 80 процентов наших сограждан именно с таким чувством вспоминают и школьные годы, и своих учителей. Правда, при этом более 60 процентов россиян не хотели бы видеть своих детей учителями. Иными словами, учитель — это очень хорошо, но пусть им будет кто-нибудь другой, а не мой ребенок.
Столь разительное несовпадение личного ощущения благодарности к педагогам и отрицательного отношения к перспективе того, что ваши дети могут стать ими, отчасти объясняется тем, что почти половина людей полагает: работая учителем нельзя жить нормально в материальном смысле.
Такой взгляд вполне объясняет и то, что лишь четверть россиян считают профессию учителя престижной: зависимость между материальным достатком и степенью уважения прослеживается достаточно отчетливо, когда профессию педагога человек примеривает на себя.
«Я б в учителя пошел! И пусть меня…»
Сегодня только четыре процента педагогов, работающих в школах Архангельской области, моложе 25 лет, лишь четверть учителей не достигли 30-летнего возраста. При этом значительная часть педагогов либо уже на пенсии, либо приближается к этой черте.
Нежелание молодых служить в школе во многом объясняется низкой зарплатой учителей, особенно начинающих. При средней зарплате по области в 21360 рублей в педагогических коллективах она составляет 13,5 тысячи. И это «средняя температура по палате», при более внимательном взгляде дифференциация доходов между опытными кадрами и новичками еще заметнее, поэтому особенно радоваться тому, что треть выпускников педвузов все-таки идет работать в школу по специальности особенно не стоит: через три года их там остается только пять процентов.
В этом отношении примечательно письмо одного архангельского молодого учителя, в свое время взбудоражившее архангельскую общественность. Молодой учитель делился впечатлениями от работы в школе, которые сначала у него были превосходные, но после первой же зарплаты поменялись на противоположные. Оказалось, что вместо обещанных сумм на руках оказывалось гораздо меньше денег. И даже калькуляция в выступлении была приведена:
тарификация: 4059,45; проверка тетрадей: 236,65; северная надбавка: 2147,72; районный коэффициент: 859,09; итого: 7302,91 минус подоходный налог (13%) остается — 6353,53.
Конечно, это при стандартной нагрузке в 18 часов (час = 45 минут) в неделю.
«И это вы называете нашей новой школой!» — заламывает руки новичок в итоговом выводе.
Действительно, для поднятия престижа учительской профессии необходимо резко поднять социальную защищенность педагогов. Ведь для роста престижа военной профессии прибавляют зарплаты офицерам, строят жилье, тоже самое обещают и будущим мили/полицейским. А чем учителя хуже? Почему в силу важности государственной миссии, которую они выполняют, не приравнять их работу к службе, а их самих — к государственным или хотя бы к муниципальным служащим со всеми вытекающими отсюда социальными правами?
«Лишние люди»?
Вместо этого предлагается ввести так называемую новую систему оплаты труда (НСОТ) суть которой сводиться к тому, чтобы уволить всех не-предметников (педагогов внеклассного обучения, школьных психологов, заодно и певичку сократить), а их зарплату поделить между оставшимся коллективом. Вот вам и желанная прибавка, товарищи учителя!
Стоит ли удивляться, что такая «реформа» в нашей области ну никак не идет, на что нам указывает столичное начальство. И не только на это.
Например, недавний отчет федерального минрегионразвития попенял властям Архангельской области за «не эффективное использование бюджетных средств в сфере образования», дескать, учителей у вас на одного ученика приходится много, малокомплектных школ тоже выше стандарта, да и вообще, непонятно, что у вас в школе делают повара и кочегары, почему они вообще не на аутсорсинге? А то, что в России 60 процентов школ — сельские, читай, малокомплектные, в расчет не принимается.
Апофеозом отношения к учителю на высшем ведомственном уровне стала мысль министра образования, науки и культуры Андрея Фурсенко, высказанная им за две недели до Дня учителя: «в российских школах работает 200 тысяч «лишних учителей». И куда их прикажете уволить? И все это происходит в сейчас, 2010 году, объявленном в России Годом учителя!

По материалам сайта www.arhperspectiva.ru

Комментарий «Точки зрения»
Ладно, власть наверху, так ведь и у нас на местах находятся энтузиасты, желающие подсэкономить на учителях своего поселка, предлагающие в Год учителя за счет существенного сокращения зарплаты учителей урдомских школ сохранить свою гордость за статус якобы поселка городского типа. В своей статье «Шоу в честь похорон» С. Якимов договорился до того, что объявление учителями своей низкой зарплаты посчитал недостойным и глупым. Наш всем известный юрист абсолютно голословно обвинил учителей в том, что они свои материальные проблемы хотят решить за счет всех жителей Урдомы! А для решения своих узкопедагогических проблем С. Якимова предложил учителям, в том числе работающим на полторы и более ставки, в две смены искать еще способы подзаработать деньги! Ну что ж бог ему судья. А, может, мы правда такое заслужили? Ну а школе С. Якимов рекомендует заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе платным обучением. Интересно, а если и правда школа всем этим будет заниматься, то С. Якимов опять обвинит отдельных представителей педагогического сообщества в том, что они современные, продвинутые, что у прежнего поколения учителей совести бы не хватило зарабатывать на платных услугах. Или юристу такое предлагать можно, а учителям воплощать в жизнь его советы совесть не должна давать? Я наконец-то понял, почему говорят, что по одному и тому же вопросу у двух юристов будет три мнения. Видимо хотя бы один юрист будет выражать два противоположных мнения.
А в целом, спасибо Сергею Ивановичу за то, что высказал свою точку зрения.
В. Додонов

(опубликовано в газете «Вечерняя Урдома» и «Точка зрения» в октябре 2010 года)

Темы: