«Урдома должна остаться поселком городского типа»

"Вообще, предложенная инициаторами смена статуса Урдомы выглядит как сделка. С одной стороны сделки Урдома утрачивает статус поселка городского типа, с другой – работники образования приобретают законный повышенный уровень заработной платы и некоторые коммунальные удовольствия. В качестве утешительного приза жителям Урдомы предлагается пониженный тариф на электроэнергию".

(читать альтернативу)

Шоу в честь похорон

Вечером 15 октября 2010 года в здании Дома Культуры состоялось событие, которое по предварительным оценкам может войти в историю поселка Урдомы как акт гражданского неповиновения.
По своей форме и характеру это событие напоминало одновременно народное собрание, корпоратив и грандиозное шоу, а по своему содержанию явилось спором двух сторон. Надо отдать должное организаторам события – никто из присутствующих не остался равнодушным к происходящему в зале. Очевидцы утверждают, что некоторые участники даже исполняли песню «вихри враждебные веют над нами». Основная масса, конечно же, осталась довольной результатами, но были и разочарованные, хотя их количество было ничтожно мало.
Автор этих строк оказался в числе меньшинства. И потому, предвкушая шествие победившей в споре стороны, я решил изложить свою точку зрения о происходящем. Тем более что мне под веселое улюлюканье почтенной и уважаемой публики так и не позволили закончить ее изложение в зале Дома Культуры.
Событие то было названо публичным слушанием по вопросу изменения статуса поселка Урдома на статус сельского населенного пункта. По замыслу инициаторов события оно представлено как попытка восстановления социальной и исторической справедливости, по оценкам других – как похороны статуса Урдомы.
Инициатором смены статуса поселка Урдомы выступило урдомское учительское сообщество. Общее число участников публичных слушаний их организатором было подсчитано, но участникам не доведено. По моему заявлению на голосование был поставлен вопрос об указании в протоколе числа присутствующих работников народного образования (учителей, воспитателей и пенсионеров этой отрасли). Уважаемая публика единогласно проголосовала против такого подсчета (за исключением двоих). Однако, судя по фотографиям, сделанным во время слушаний, общее число участников составило более 110 человек, подавляющее большинство – как раз работники образования, пенсионеры отрасли и их родственники.
Председательствующей и докладчиком на публичных слушаниях выступила Додонова Татьяна Владимировна – заместитель директора Урдомской средней школы. Позиция докладчика, предлагаемая для обсуждения, сводилась к следующему.
Сельский статус Урдомы будет соответствовать фактическому состоянию Урдомы. Большая часть жилого фонда Урдомы неблагоустроенна и находится в плачевном состоянии. Люди не могут воспользоваться государственными программами поддержки села. Люди вынуждены платить за электроэнергию по городскому тарифу. Сельский статус Урдомы позволит сохранить существующий повышенный уровень оплаты труда и некоторых жилищно-коммунальных льгот учителей.
Самый оживленный интерес присутствующие проявили к вопросам понижения платы за электроэнергию и повышения заработной платы учителей, как к причинам смены статуса Урдомы.
Считается, что во время спора допускается анализировать и обсуждать причины спора, заявленные сторонами спора.
Таким образом, заработная плата учителей была вынесена на публичное обсуждение самими же учителями. И это обстоятельство имеет существенное моральное значение.
Я недаром обращаю внимание читателя на это обстоятельство. Мое выступление на публичных слушаниях было прервано именно по той причине, что я позволил себе обсудить вопрос о справедливости обмена статуса Урдомы на повышенную заработную плату работников образования.
Вообще, предложенная инициаторами смена статуса Урдомы выглядит как сделка. С одной стороны сделки Урдома утрачивает статус поселка городского типа, с другой – работники образования приобретают законный повышенный уровень заработной платы и некоторые коммунальные удовольствия. В качестве утешительного приза жителям Урдомы предлагается пониженный тариф на электроэнергию.
Расценив такую сделку не справедливой и неравноценной, я решил возразить ее инициаторам.
Во-первых. Статус рабочего поселка и поселка городского типа был присвоен Урдоме не за красивые глазки, а за то, что ее население было занято в промышленном производстве, и за стремление этого населения создавать и развивать благоустройство Урдомы. Уровень ее благоустройства явился результатом труда не только жителей Урдомы, но и всех окружных лесопунктов. Этот статус был присвоен Урдоме несмотря на наличие действующих в то время колхозов и совхозов, что являлось серьезным признаком сельской местности Урдомы. С тех пор степень благоустройства поселка в целом только повышалась, а занятость населения в сельскохозяйственном производстве – понижалась. К сожалению жителей Первомайки это развитие происходило не в той части поселка, как хотелось. Кстати сказать, значительная часть работников образования, вслед за развитием Урдомы, переместилась в более благоустроенную часть Урдомы. И это факт. Если организаторы смены статуса Урдомы, как полагается по закону, подготовили бы полный перечень существующих объектов инфраструктуры поселка Урдомы, они бы не поверили своим глазам. Перечень имеющейся в Урдоме социальной, транспортной и иной инфраструктуры просто огромен. Это сотни и сотни объектов. Постоянно проживая в этой местности, мы просто привыкли к имеющимся благам. Как говорится, к хорошему быстро привыкаешь. Невозможность быстро и кардинально обустроить свой поселок приводит нас к мысли, что Урдома недостаточно благоустроена.
Поэтому, утверждение о том, что сельский статус Урдомы будет соответствовать ее фактическому состоянию, является заблуждением. И смена статуса поселка городского типа будет оскорблять память тысячи людей, его создававших.
Во-вторых. Что касается мифа о возможности пользоваться государственной программой поддержки села. Согласно Федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» под сельской местностью понимаются не только сельские населенные пункты, но и рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Поэтому, Урдома, являясь рабочим поселком городского поселения, и без смены статуса могла бы воспользоваться федеральными субсидиями на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. А тот факт, что на территории Урдомы не преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, говорит о невозможности использовать указанные субсидии даже при смене статуса на сельский населенный пункт.
В-третьих. Что касается понижения тарифа на электроэнергию. Возможность пользоваться более дешевой электроэнергией является действительно общим благом. Экономия составит около 85 копеек за один киловатт. Это единственный весомый аргумент в пользу смены статуса Урдомы. Однако, как мне представляется, такая экономия не равноценна нашим потерям. Статус поселка городского типа это не только местный устой, это моральное и материальное достижение всех поколений жителей Урдомы, этот статус является нашим достоянием. Экономия на электроэнергии не стоит статуса поселка городского типа.
Кроме того, государственная политика в сфере регулирования тарифов на электроэнергию такова, что в ближайшей перспективе планируется уровнять тарифы не только между сельскими и населенными пунктами, но даже и между гражданами и организациями. По мнению нашего государства, электроэнергия это такой же товар как бензин или хлеб, и ее цена должна определяться рынком, а не регулироваться государством. Поэтому неизвестно, сколько лет мы сможем экономить на электроэнергии. Как говорится, не все то золото, что блестит.
И, наконец, в-четвертых. Заработная плата работников учреждений образования. Как было сказано выше, вопрос о ней был вынесен на обсуждение публики самими же учителями.
Из объяснений Владимира Додонова – директора урдомской средней школы, следует, что на протяжении последних лет оплата труда урдомских учителей производится с повышающим коэффициентом, учитывающим проживание и работу учителей в сельской местности. А поскольку статус Урдомы не позволяет прировнять ее территорию к сельской местности, то и выплата заработной платы в повышенном размере происходит не вполне законно. По этой причине с 2011 года работники образовательных учреждений могут лишиться такой надбавки. А для того, чтобы это не произошло надо сменить статус Урдомы на сельский населенный пункт.
Педагогическое сообщество всегда было передовой частью всего общества. Недостойная заработная плата учителей является уважительной причиной для выражения их недовольства. И кому как не им первым инициировать связанные с этим акты гражданского неповиновения. То, что подобный акт происходит в Урдоме, конечно же, радует. Но причем здесь статус Урдомы? Ведь статус поселка городского типа это достояние всех жителей Урдомы. Решать материальное благополучие ста человек, даже самых уважаемых, за счет всех жителей поселка, по крайней мере, не скромно. Если такая нелепая система оплаты труда учителей установлена государством, значит и решать ее нужно полностью за счет государства.
Вообще мне слабо верится, что столь откровенное предложение инициировано теми учителями, которые учили меня. Во времена моего обучения в урдомской средней школе скромность учителей традиционно служила примером не только ученикам школы и их родителям, но многим жителям поселка. По крайней мере, на публике о таких вещах учителя не говорили. Смею предположить, что объявление своей низкой зарплаты в качестве причины смены статуса Урдомы принадлежит не им, а некоторым современным продвинутым и отчаянным учителям.
По моему мнению, публичное объявление своей низкой заработной платы в качестве причины смены статуса Урдомы было не только не достойно учителя, но и, простите, глупо. С одной стороны, очевидно, что недостойная заработная плата кого бы то ни было, не может являться основанием изменения установленного законом статуса населенного пункта. Сейчас многим тяжело. Значительная часть населения Урдомы не живет, а выживает, и даже те, которые по-настоящему пашут. Но никто не догадался разменять статус поселка городского типа ради того, чтобы поправить свое материальное положение. Те, кого действительно прижало, изыскивают дополнительные источники дохода – остаются на сверхурочные, трудятся на двух работах, занимаются подсобным хозяйством.
У школы и учителей тоже имеется возможность работать больше и дольше – оказывать населению и организациям платные дополнительные образовательные услуги (обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов), вести предпринимательскую деятельность школы, заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. В частности у урдомской средней школы имеется солидный автокласс, который может приносить неплохой доход. По крайней мере, у урдомских школ и детских садов имеется свой собственник – МО «Ленский район», бюджет которого измеряется сотнями миллионов рублей.
С другой стороны, имеются установленные законом критерии отнесения населенного пункта к категории сельский. Без наличия на то правовых оснований, население не может изменить статус населенного пункта, исходя только из своих желаний. Не может же население Котласа установить для своего населенного пункта статус сельского только по той причине, что им не нравится тариф на электроэнергию. Статус поселка городского типа уже установлен для Урдомы (на федеральном уровне). И для того, чтобы изменить его на сельский, нужны соответствующие правовые основания. Согласно Закону Архангельской области от 23.09.2009 N 65-5-ОЗ к категории сельских населенных пунктов могут быть отнесены населенные пункты, большинство жителей которых заняты в сельскохозяйственном производстве. Не хотелось бы навязывать свою точку зрения, но, по-моему, тяжело будет доказать, что большинство жителей Урдомы заняты в сельскохозяйственном производстве.
Поэтому, не было никакого смысла выставлять на всеобщее обсуждение столь приватную тему, как заработная плата учителей. Если закон Архангельской области и изменит статус Урдомы, то не из-за низкой заработной платы учителей. В этом смысле, на мой взгляд, идеологи смены статуса Урдомы просто подставили все урдомское учительское сообщество.
Таким образом, для смены статуса Урдомы на сельский ее идеологами не удалось отыскать и привести достойных и достаточных причин. Именно поэтому, как мне кажется, им ничего не оставалось, как популяризировать столь серьезное событие, превратив его в шоу. Так и случилось – шоу в честь похорон статуса Урдомы.
С.И. Якимов

(опубликовано в газете «Вечерняя Урдома» в октябре 2010 года)

Темы: