Летопись Урдомы от Фоминой В.А. Нянда

"Лето 1930 год. Спецпереселенцы прибывают и прибывают. Бригада мужчин с Шестого начала строить бараки. Первые выжившие на Шестом, жители переехали в Нянду. Построили комендантскую, где стала жить и семья коменданта Степанова А. Уборщицей в комендантской работала Судьина..."

(читать начало)

Летопись Урдомы
Бараки строить стали уже с крышами из досок. Поставили коменданту домик. Первый комендант на Шестом был Степанов Александр. Построили маленькую пекарню. Пекарь Азнобаев. Муку привозили на барже. Хлеб и крупу делили по куску и по кучке; отворачивался один, а его спрашивали: — это кому, а это кому? Чтоб не обидно было. Все, что было в лесу съедобного, все съели. Начали весной со щавеля заячьего, трилистника. Потом подоспел настоящий щавель. Запаривали и ели лебеду и белый мох. Ели даже запаренные опилки, но эти умирали, а от травы не умирали. Ягоды собирали. Грибы мало собирали, боялись отравления, места были незнакомые. Соли не было, спичек тоже. Спали на нарах все вместе. Болели дизентирией, тифом, цингой, малярией. Лекарств не было. Умирали очень много, хоронили тут же, всех в одну яму. Многие убегали по реке, вниз,но в устье Лупьи охранники стояли. Ловили, наказывали и назад отправляли. Пригнали еще партию спецпереселенцев, поселили уже в бараки. Бригада мужчин с Шестого пошла на 10-ый квартал, к речке Нянда, строить там бараки. Первые жители Шестого перешли в Нянду жить, а на Шестое пригнали партию Кубанцев, 800 человек. Суровый климат, началась зима, морозы под 60 градусов, птицы на лету замерзали, голод, необустроенность, все это привело к тому, что из кубанцев в 1932 году осталось одна семья. Бескаравайные бездетные. И они переехали в Нянду.
Когда на Шестом только начинали жить, охранники заставляли всех корчевать лес под поля, хоть сеять было пока нечего. Огромные медведи подходили к людям совсем близко. Особенно их боялись дети.
С 1935 году жителей на Шестом осталось совсем мало. Дом коменданта перевезли в Нянду. Сейчас в нем живут дети Черепанова С.В. Последними переехали Светловы, Горбачевы, Артюшевские, Пахомовы. Когда образовался колхоз «Труженик», там долго сеяли рожь. Возили ее на лошадях, на мельницу в Нянду. В опустевших бараках держали телят.
В 1936 году построили в Нянде скотные дворы и телят перегоняли туда. Развалины вышки, где стояли охранники, видны и сейчас. Совсем немного просуществовало спецпоселение Шестое, но его оставшиеся в живых люди, стали первыми жителями нашей теперешней Урдомы.
10-ый квартал или поселок Нянда.
Лето 1930 год. Спецпереселенцы прибывают и прибывают. Бригада мужчин с Шестого начала строить бараки. Первые выжившие на Шестом, жители переехали в Нянду. Построили комендантскую, где стала жить и семья коменданта Степанова А. Уборщицей в комендантской работала Судьина. Построили 27 бараков, пекарню. На берегу Лупьи — школу. На том берегу р. Нянды — столярку, где делал двери и окна для бараков Дьяков Алексей Егорович. Построили кузницу. Кузнецы Гельцер (немец) и Шнякли. Организовали колхоз «Труженик». Председатель Ковш.
Река Лупья протекала напротив Нянды по другому руслу. Река была широкая и глубокая. Со временем она изменилась.
К коменданту надо было обращаться «гражданин комендант» и каждый вечер ходить в комендантскую отмечаться. Женщины отпрашивались у коменданта, видимо за определенную плату, сходить в близлежащие деревни поменять вещи на продукты. Неделю они подрабатывали еще у хозяев за продукты, и возвращались назад. А дети собирали щавель вплоть до Паламыша. Трушина Анастасия Афанасьевна рассказала: понесла она менять вязанную скатерть, сама еще на родине вязала, а хозяйка ее то на плечи накинет, то на голову повяжет. Красивая была скатерть, а Анастасия Афанасьевна стоит да думает, одевай хоть куда, только возьми. Надо было как-то жить и детей кормить. В поселке вырыли глубокий колодец. Жители Нянды до сих пор берут в нем чистую родниковую воду.
Комендант ходил и проверял санитарное состояние квартир. Почта вся проверялась. Когда стали присылать в Нянду посылки переселенцам от их родных комендант хорошие посылки забирал себе.
Колхоз организовали. А ничего в нем сначала не было. Ни семян, чтобы сеять, ни скота. Но поля стали раскорчевывать…
В.А.Фомина.

(статья из газеты «Вечерняя Урдома» от 26.10.2001 г.)

Летопись Урдомы от Фоминой Валентины Андреевны. Шестой. ВУ от 26.10.2001. Нянда.

Летопись Урдомы от Фоминой Валентины Андреевны. Шестой. ВУ от 26.10.2001. Нянда.

Темы: