Предание о Наталье

Сколько стоит поселок Вандыш, столько и живет вандышское предание об отшельнице Наталье.

Нынче Наталья – это название примечательного места, известного всем жителям поселка Вандыш и многим жителям поселков Витюнино, Лупья, Урдома. Находится оно на берегу реки Верхняя Лупья. Добраться до него можно свернув направо после поселка Вандыш и моста через речку Тора, и проехать по дороге метров 200 до берега реки. В той округе в 1980-х годах были картофельные поля подсобного хозяйства Вандыш.

рис. Пинижаниновой КС, 2014

рис. Пинижаниновой КС, 2014

По рассказам жителей поселка Вандыш в этом месте когда-то стояла избушка, где жила отшельница по имени Наталья. Некоторые дополняют, что от людей в лес она ушла из-за несчастной любви.

Существование этого предания признается всеми жителями когда-либо проживавшими в поселке Вандыш. Однако, привыкшие к нему, они никогда не придавали ему какого-либо значения. Да и многим читателям эта история тоже покажется незатейливой. Как, по началу, показалась и нам до тех пор, пока не удалось выяснить, что у этого предания имеются самые, что ни на есть, конкретные обстоятельства.

Вот что в текущем году рассказал нашему сайту житель поселка Вандыш Кокшаров Николай Александрович. В молодости он лично неоднократно бывал на этом месте в 1970-х годах, и видел остов той избушки. По периметру он был размерами примерно 3х3 метра; к 1970-м годам остов представлял из себя 3-4 сгнивших венца бревенчатого сруба, полностью заросших мхом, и, судя, по степени трухи бревен, ему было около 100 лет; в настоящее время этого участка берега нет – вместе с остовом избушки его подмыло и унесло рекой.

Кокшаров Н.А. постоянно проживал в поселке Вандыш с 1959 года, пока в 1990-х не переселился в Урдому. С молодости и до сих пор он занимается охотой и рыбалкой. Во всей округе Николай Александрович известен многим, как принципиальный человек, который дорожит своим словом. Поэтому его описание остова избушки мы сочли достоверным. К тому же, соглашаемся с тем, что незащищенный от дождя деревянный сруб, действительно, за столь длительное время мог прийти к такому плачевному состоянию. И даже допускаем в определении его 100-летнего возраста погрешность до 20 лет.

Примитивный анализ указанных обстоятельств приводит к интереснейшему для сайта «Летопись Урдомы» предположению. При этом мы исходили из того, что знания о существовании отшельницы Натальи появились в поселке Вандыш от личного знакомства с ней первых жителей поселка. По понятным причинам это наше условие ничем не подтверждается

Итак, если в 1970-х годах остову избушки было около 100 лет, значит она была построена примерно в 1870-х годах. Для поселка Вандыш это довольно далекое прошлое, так как известно, что первыми жителями поселка стали его строители в 1934 году, пришедшие из Нянды, основанной не ранее 1930-го года.

С 1870-х до 1930-х годов проходит 60 лет.

И если избушку построили не родители Натальи, а она сама (допустим, в 20-летнем возрасте), то к 1930-м годам (временам первых вандышских поселенцев) ей должно было быть 80 лет. Что, по нашему мнению, выглядит неубедительно. Тяжело допустить, что одинокая женщина может прожить в глухой тайге до такого возраста. Однако если возраст остова избушки допустить не 100 лет, а хотя бы 80, то 60 лет проживания в лесу одинокой женщины вполне допустим.

Если же она родилась в этой избушке или прибыла сюда в совсем юном возрасте, то к 1930-му ей могло исполниться 60 лет. Что также вполне приемлемо. Например, известная сибирская отшельница Агафья Лыкова к 2014 году прожила в лесном одиночестве уже 68 лет.

Агафья Лыкова, отшельница, к 2014 году ей исполнилось 68 лет

Агафья Лыкова, отшельница, к 2014 году ей исполнилось 68 лет

Как бы там ни было, для нас достаточно того вывода, что именно отшельница Наталья могла быть первым поселенцем на берегах реки Верхняя Лупья, а не спецпереселенцы поселка Нянда, как принято считать сейчас. Мы предполагаем, что отшельница Наталья могла поселиться на берегу Верхней Лупьи в 1890 году.

Темы: