Из первых уст — история рождения праздника День Урдомы

"Я же родился в Урдоме" - рассказ Успасских Виктора Викторовича об идее и рождении праздника День Урдомы.

(стенограмма видеофильма, снятого в День Урдомы-2002)

- Что значит этот праздник для Виктора Успасских?

20.07.2002, п.Урдома. В.В.Успасских во время интервью показывает флаг Урдомы, называя его красивым.

20.07.2002, п.Урдома. В.В.Успасских во время интервью показывает флаг Урдомы, называя его красивым.

- Я же родился в Урдоме. Конечно, я видел всяких мероприятий. И намного больших масштабов. И сам проводил больших масштабов. Но так как я в Урдоме, и так как этого не проходит здесь – хочется этого сделать. А если делаешь, а это потребность какая-то души ведь мной никто не командует, мной никто не руководит, не приказывает, что я что-то должен делать. Я сам делаю, значит, делаю это от души. Я все время повторяю, что я даже не являюсь гражданином Российской Федерации, чтобы мне заниматься какой-то популистической деятельностью здесь, и искать себе популярность. Мне это не надо. Все, что делается здесь, все, что пытаюсь сделать здесь, я делаю от души. Как понимают это дело, как воспринимают, как оценивают, это другой вопрос. Но я сейчас говорю достаточно искренно в этом деле.
Праздник для меня – это передача себя, передача энергии такой положительной, потому что я считаю, что я нормальной ориентации человек, положительный. Я думаю, что гости, которые выступают на сцене, гости, которые тоже повидали не малое, они тоже несут очень много. Когда завершается праздник, я сам полон подъема, я сам полон подъема. А потому я думаю, думаю, что праздник и мне дает очень много эмоционального заряда. Я на самом деле получаю эмоциональный заряд очень большой здесь от этого праздника, потому как это делается на Родине, потому как от него получают многие другие эффекта большего, чем кто-то где-то в другом месте, и где сложная инфраструктура создана для того, чтобы сделать этот праздник.
День Урдомы-2002. На-На. ВУ от 28.06.2002.

Программа День Урдомы-2002. Артисты.

Ведь праздник сделать – надо подготовить очень много. Артисту выйти на сцену – это не значит, что это самое главное, что надо сделать для праздника. Надо создать всю инфраструктуру, чтобы этот праздник прошел. Ведь элементарные вещи – фейерверк, музыка, подсветка – ведь ничего рядом в округи на какие-то 500 километров нету. Элементарные вещи. Кабель какой-то элементарный, который нужен, какое-то сделать оформление – ну ничего нету. В конце концов, довезти артистов – нету той инфраструктуры, расселить артистов – нету той инфраструктуры, которую можно сесть дома, позвонил, созвонился, сказал – я заплачу, вы сделаете. И делать некому это. Так что я думаю много вкладывается работы в праздник, и от того, что много вкладывается работы – эффект намного больше. Ну, вот возьмите – такая же группа в Москве в ночном клубе, где они делают свое шоу на 50 человек. Есть эффект на двадцать тысяч человек, на пятнадцать тысяч человек – совершенно другое, так ведь. Тот же концерт, те же песни, те же ребята, так же одеты. А там это свободно – позвонил, заплатил – они здесь. А здесь подумал, две недели поработал, и они здесь. Или три недели, чтобы они были здесь. Чтобы всё это надо было организовать и сделать. И две недели таких – по 18 часов поработать надо. Это эффект совершенно другой праздника.
- Ну, тогда вдогонку вопрос: вдруг Вы измените свои планы, вдруг у Вас не будет времени, ну мало ли что бывает в жизни, — без Успасских праздник умрет?
- Знаете, есть традиция. И если этот праздник введет свои традиции, этот день введет свои традиции, то, пускай не будет такого масштаба, сцена-то осталась, стоит, площадь стоит, люди есть, Урдома есть. Ну, только может быть без двухчасового шоу знаменитых артистов. Всё остальное-то почему не может быть? Всё остальное может быть. В конце концов, на этот праздник вышел акт законодательный, который утвердил: именно каждая третья суббота июля каждого года – это есть праздник Урдомы.
Об учреждении праздника День Урдомы. Постановление Главы МСМО Ленский район от 03.05.2000 № 129. ЛМА ф199 оп1 д80  л73.

Об учреждении праздника День Урдомы. Постановление Главы МСМО Ленский район от 03.05.2000 № 129. ЛМА ф199 оп1 д80 л73.

И на этом празднике сейчас есть какие-то ритуалы. Я думаю, что мы к юбилею этого праздника – вот будет 5 или 10 лет, ну я думаю уже на 5 лет – мы уже подготовим конституцию этого праздника, которая будет передана администрации поселкового совета. А так как администрация у нас выборная должность, народ просто будет требовать, что вы должны выполнить эту конституцию, предписанную вам. Это элементарные вещи. Ну, конституция громко звучит, ну правила, еще что, я называю – конституция праздника. В которой будут элементы. Ну, в каком еще другом празднике – на Новый год можно, конечно выбирать, но это не так звучит – в лучших своих номинациях Лучших из лучших. Но только в День Урдомы, в день этого праздника. Мисс Урдома – это вообще в истории второй раз будет – спектакль проходит, разве это не захотят урдомчане? Захотят. И я всё равно, оргкомитет составляется, собираются люди, потихонечку собираются в кучку, ассоциируется комитет, ну который понесет душу этого праздника, это который закончится праздник – будет готовить следующий праздник. И ведь внесено немало элементов на самом деле в этот праздник.
Допустим (6:38). Ну, так посчитали. Я-то не хотел считать, что 1999 год — открытие церкви — это был первый праздник. Ну, посчитали и посчитали. На самом деле это была первая хорошая сцена. Но никто не акцентировал, что это праздник. На самом деле, никто даже не знал, не подозревал – для чего я тогда в 1999 году на той площади поставил сцену и пригласил там несколько артистов сделать какое-то шоу. Это чтобы от Патриарха отвлечь массы во время освящения. То есть по окончанию освящения можно было спокойно выехать из храма, потому что у нас дороги и все нормально. Мы специально делали. Ну как мы – я делал. Я придумал эту идею, чтобы отвлечь массы. И было везде объявлений много, что там в 2 или 3 часа дня начинается музыкальное представление на сцене там и там.
И конечно это сработало, я много отвлек. Потом оттуда мы спокойно могли вывезти Патриарха, спокойно могли провести трапезу и проводить его на аэродром. В общем, для того это было. Люди поняли, что это праздник сделан в день Урдомы. И меня подтолкнуло на такую идею. Я собрал здесь более менее активистов, инициативных людей, людей, которые переживают за это население, за это поселение, за людей этого поселения. Мы поговорили — может быть на самом деле подумать и сделать праздник Урдомы. Подумали, и на следующий год по нашему требованию – оргкомитета, еще было там общественность присоединилась – ввести праздник.
Почему-то выбрана, не знаю, третья суббота, она еще и подходит, хотя церковь и была освящена 14 августа, тогда как раз к 21 числу подходило, а это день иконы Казанской Божьей Матери, ну давайте сделаем третью субботу. Иногда совпадает там через 7 или сколько – 13 лет как-то, да? Через 7 наверно лет, потому что неделя от 15-го падает, потом с 21-го опять начинается, вот так. Так что вот в прошлом году, как раз, совпало. День Урдомы совпал с днем иконы Казанской Божьей Матери. Кстати завтра в воскресенье тоже – иконы Казанской Божьей Матери праздник. Чьим именем названа наша церковь, наш храм.
14.08.1999. Освящение Храма Казанской иконы Божьей Матери. п.Урдома.

14.08.1999. Освящение Храма Казанской иконы Божьей Матери. п.Урдома.

Ну и я хотел бы сказать просто про символы. Если в 1999 году, так уж посчиталось, что это был первый праздник, хотя еще не было законодательного акта, но этот символ конечно был храм. Да ни то, что храм я думаю, сам Патриарх Московский и Всея Руси, который ступил на землю Урдомы – это символ, это честь, это святое. Я думаю, что в 1999 году был именно этот символ.
14.08.1999, п.Урдома, Храм Казанской иконы Божьей Матери. Освящение храма Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Скриншот из видеофильма В.С.Галицкого.

14.08.1999, п.Урдома, Храм Казанской иконы Божьей Матери. Освящение храма Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Скриншот из видеофильма В.С.Галицкого.

В 2000-м году, знаете, первый раз Урдома на значке грудном – ну это ж приятно. Мы сделали символ, ну да на значок шло, хотя бы на первый значок, не знаю, этих значков еще будет наверно не мало. Ну, вот на первый значок мы заказали, сделали самое примечательное, привлекательное – это конечно был храм. Мы его сделали в разных видах 5000 значков выпустили, чтобы хватило каждому старому и малому на память, потому что 5000 население у нас здесь — 5000 значков.
Значок День Урдомы-2000. Образ храма Казанской иконы Божьей Матери в п.Урдома.

Значок День Урдомы-2000. Образ храма Казанской иконы Божьей Матери в п.Урдома.

Так же в том году был назначен такой ритуал, как выборы по номинациям лучшие из лучших. Ну это ж хорошее дело, определение человек …(прерывается запись)… ну если мы называем свое государство демократическим государством, так кто же здесь самая сильная власть. В обществе, в демократическом обществе самая высшая власть само общество. Мы доверили этому обществу выбрать лучших из своих рядов, и они выбрали. Выборы были прямо на площади. Сидела выборная комиссия. Все подходили, отдавали голоса, чтобы это активней было – вот и предлагался тот значок бесплатно получить. Так прошли выборы, так прошел отбор. И многое другое.
Флаг Урдомы. Создан в 2001 году Успасских В.В.

Флаг Урдомы. Создан в 2001 году Успасских В.В.

Потом на 2001-м году мы отработали вот такой флаг (показывает маленький флаг Урдомы) красивый. Ну, я думаю, что он красивый, ну он просто я не знаю, кому он может не понравиться. Урдомским очень нравится. Символ белочка – самое милое. Здесь вообще не было никаких конечно и мнений, мыслей других – что выбрать, кого выбрать символом герба – белочка. Урдома: урдом – это в переводе «белкин дом», название нашего там, ну разве можно вообще искать, само название подсказало какой будет символ нашего герба. Отрабатывалось около 150 различных экземпляров, разных видов флагов, формы, цвета, разной формы сам герб, отработали, отработали достаточно хорошо, я думаю понравится. Мы выпустили тоже в прошлом году 5000 флажков, флаг один большой – оригинальный отработанный ручной работой, был освящен в храме и доставлен под оркестр на празднество.
21.07.2001, п.Урдома. Внесение флага Урдомы на площадь после его освящения в храме Казанской иконы Божьей Матери.

21.07.2001, п.Урдома. Внесение флага Урдомы на площадь после его освящения в храме Казанской иконы Божьей Матери.

Это же было торжественно, это ж в душах людей остается, ну это неповторимо. И вот я, например, флагу придаю не меньшее значение, чем храму. Вот создан храм, и создан флаг – это не меньшее значение, может в коем случае большее, потому что он рядом. Вот 5000 было изготовлено, они дома стоят. Гордились. Я видел, когда, вот 5000 они не очень качественные там, ну как – сам флаг все, только он приклеен к палочке такой. Я видел одна девочка махала-махала, отлетел флаг, у нее слезы потекли. Что это такое? Откуда? Ведь ты заставь просто плакать ребенка не из-за чего? И не просто ребенок, каких-то 12-13 лет. Обидно, что вот символ оторвался от палочки. Это же много о чем говорит причина слез. Потому, я думаю, что символ, который есть при себе – это большое дело. И вот этот флаг мы изготовили, освятили, подарили людям. Прямо подняли руки, проголосовали – годится такой флаг, форма, создание? Да, годится. Я даже объяснял (показывает на цвета флага), вот эта у нас солнце, это вода синяя – Вычегда наша, вот это граница с Коми Республикой, вот это лес – наша елка, береза, лиственница, корона Российской империи. И конечно – милая белочка, потому что выходит из слова Урдома в переводе. Всем понравилось.
В этом 2002 году мы думали, что у нас будет символ – это история, летопись нашего поселка. К сожалению, физически мы не успели. Много было предложений, много собралось информации. Я ее всю пересмотрел, потому что я хотел издать ее в Москве или там в Европе, чтоб эта книга была такого ну государственного значения, государственного качества – не значения, а качества, хотя бы. Чтоб туда вошло по максимому такая информация и подробно, подробно, чтоб вошла информация, которую можно было как-то использовать. Да в конце концов летопись, историю хотелось представить не только сегодняшним урдомчанам, как было у их предков, хочется, чтоб через 200-300 лет кто-то взял эту историю и мог почерпать оттуда знания, информацию.
Потому я остановил выпуск по той собранной информации. Собирал специалистов, мы обговорили, что еще нужно сделать для этого, какую информацию собрать. Ну есть же первый дом сохранился, который ставился на поселке Песочном, в Нянде. Первые переселенцы ссыльные, которые высаживались с баржи – полуголодные, полураздетые – они прорубали просеку, и рубили практически, хорошо и не зная, куда они и рубили. Они просто рубили и прорубили на стеке двух рек (кашлянул, поперхнулся) – Нянда река и Лупья. И там ставили первые дома. Так вот первый дом, я уже сам ездил фотографировал, первых людей некоторых нашли. Вот это надо показывать. Первую шпалу кто ложил, кто первую рельсу положил. В конце концов, наш лагерь здесь Колонна был. Достаточно интеллигентный, оказывается. Вот когда стал собирать информацию, вынимал из архивов, кто там был – оказывается, это был достаточно интеллигентный лагерь – в самом изначале, когда проходил Гулаг и все, Маяковского родня там жила. Многих генералов жены расстреляны. В конце концов, здесь был Слободчиково или Светик, Виледь лагерь, но уже потом только в Урдоме. В эту сторону Москвы и Котласа уже лагерей не было. Начало было только с Урдомы эти лагеря. В … приезжала одна заключенная, ее перекидывали, некоторые в Америке сейчас живут, в Голландии, еще где-то. Есть очерки, записки ихние. Вот, говорит, переехала я со Светика в Урдому. Там нары, здесь уже кровати были. Здесь были кремлевские сидели, здесь сидели пересиженные, то есть уже срок кончился, а власти еще не разрешали им ни возвращаться, даже освободиться не разрешали на поселение.
Вот такие факты есть, обязательно они должны быть в истории. Они обязательно должны быть там. Потому я думаю, в скором времени, не знаю, если повезет, может к юбилею мы сделаем. Тогда будет символом того праздника именно история, именно летопись. Тоже будет изготовлена в 5-ти или 10-ти тысячах экземплярах. Чтобы каждому, я даже просил учителей – хотя бы в год 2-3 урока проведите по своему родному поселку. А когда будет сама история, думаю, будет легче это делать.
А в этом году у нас символ, так как не удалось сделать историю по времени, не хватило времени, мы сделали герб – значок с гербом. Изготовили 10000 штук. Много гостей приезжает, пускай везут по стране, пускай знают, что ест такая Урдома. Пускай люди этот символ прикрепят к себе на самый парадный костюм, на самое хорошее место – к сердцу, и носят. Символ же.
Значок День Урдомы-2002 с изображением Герба Урдомы.

Значок День Урдомы-2002 с изображением Герба Урдомы.

Так что, не будет меня – я не думаю, что не будет праздника. Все делается к тому, чтобы был праздник. Потому что здесь появляются символы, которые будут носиться, народ будет требовать. Я думаю, что даже если власть не будет организовывать такого праздника – все знают, когда День Урдомы – они просто придут на эту площадь, с бутылкой какой-то, разольют и отметят что сегодня. Я просто не верю, что он исчезнет, ну просто не верю (19:02).
- (вопрос не разборчив)
- Хороший вопрос, но ответ на него может быть очень длинным, потому что к этому нужно походить философски. Я всегда говорю «благодарность», понятие благодарности должно быть идеальное, потому как благодарность это такое свойство, если ты его хорошо понимаешь, правильно пользуешься, то раза в три самое малое, в четыре – жить легче, чем живешь. Я это испытал на себе. За любое сделанное дело не надо требовать благодарности. Сделал – забыл. Вся энергия – твоя. Всё отдано тебе. Не надо просить никогда. Не надо особенно ждать. Если ты начинаешь ждать благодарность, ты начинаешь съедать себя. Ты начинаешь недолюбливать людей, которые тебя не благодарят. Которые были на площади, веселились, и ждешь, и тебе не говорят. Кому ты больше зла делаешь? Конечно себе. Потому что ты гложешь себя. А если делаешь ты доброе дело, и на самом деле доброе, не просишь ничего взамен, ведь никогда никто не говорит, что я вам сделаю праздник, а вы меня поблагодарите, никогда ведь изначально такой формы не ставится праздника, делаешь, а потом, думаешь, поблагодарят или нет. Если не благодарят, то начинаешь злиться – сам, не они ведь злятся, а злишься-то ты, и портишь свои нервы. Ты портишь свою душу, свой организм, свой внутренний мир. Потому, правильно понимать благодарность и пользоваться ей – это уникальная вещь. И всем посоветовал бы: если делаешь от души доброе дело – никогда не требуй благодарности. Никогда. Это совершенно другой момент, другая сторона, когда человек просто хочет поблагодарить – это его культура, это его желание, у него есть такая потребность подойти поблагодарить. Это уже, так сказать, говорит о самом человеке, о культуре, о желании, о доброте. Ему хочется выплеснуть свои эмоции и сказать как было хорошо, спасибо, что помог сделать, помог организовать, ну мало ли что. Но только – не сам. Ждать нельзя. Так что взамен я не жду абсолютно ничего. Я от этого счастлив больше, чем. Даже я, если кто-то подходит, благодарит, считаю, что отнимает у тебя, потому что ты сделал, и ты живешь этим. Ты сделал – зачем тебе еще знать мнение, зачем тебе знать еще что-то другое.
- (вопрос не разборчив)
- Ну, я так не представляю. Я всегда говорю, что, даже вот статья была, что морально, знаете, ну что еще про меня сказать устойчив … меня сказать сложно, не возможно, да и нельзя, достаточно много грехов у меня есть. Одно дело. Другое дело – у меня есть возможность. Людей надо воспитывать. По одной простой причине. Это не просто эксперимент здесь. Это выплеск такой патриотической души, которая накапливается, живя вдалеке, и имеется возможности там.
В Литве, где я живу, наш район самая маленькая безработица в Литве, в нашем районе. У меня огромнейшая фирма там. Ведь в Литве я делаю не мало. Я больше делаю вот в том районе, чем здесь практически. Потому я что там живу. Хотя там 99-98% населения литовцы. Это центр Литвы, достаточно литовский национальны поселок, городок, там 72000 населения. То, что я там делаю – я интернационалист наверно по врождению, я интернационалист по убеждению. И я веду именно такой образ жизни – я не делю людей по цвету кожи. Где бы я ни был, для меня значение человека только по его внутреннему миру, по его соображению. Я не делю никогда ни по партийным, религиозным убеждениям людей, никогда, ни по нациям, нет.
Я где живу, я там должен делать ну то для чего ты родился, так сказать. Потому что я всегда говорю, что такое извращенная ориентация человека – не нормальная ориентация человека. Не повезло кому-то родиться извращенным, мне повезло родиться неизвращенным. Я думаю, что работаю и живу по тем меркам, которые приняты мировой общественностью, признаны мировой общественностью, обществом, людьми, что если ты строишь дом, то это нормально, если ты его рушишь, то это не нормально. Так понимает мировое сообщество. Значит, если я строю, значит, я родился нормальным человеком. Ну что сделаешь. Ну, я стараюсь больше строить и всё. У меня есть такие возможности, может быть, больше энергии есть. Потому я не летаю в облаках. Ничего не требую за это. Я, живя там, делаю то же самое.
Потому что надо делать вот, знаете, можно просто сказать. Я являюсь президентом предпринимателей, работодателей конфедерации Литвы. Я часто встречаюсь и говорю, вот задай простой вопрос в аудитории, ведь некоторые предприниматели уже есть миллионеры, уже заработали, ну что работать, одному человеку-то ведь много не надо. Я прекрасно понимаю, что это такое деньги, что такое богатство, что такое инвестиции. Это совершенно разные вещи. Ведь, надев на себя пять костюмов, потому что я имею возможность, но единственное неудобство – неудобно ходить. Ну, не удобно ходить в пяти костюмах. Можно построить дом с 10-ю спальнями, но в одну ночь будешь спать только в одной, всё равно 9 будут пустовать. Так что человека возможность сделать – это не значит, что у него есть возможность потребить то, что он имеет. Так что потребности человека у людей одинаковые – беден он или богат.
И потому я хочу закончить, что деньги это не всегда богатство. Деньги – это просто инструмент делать богатство. Потому что вот (показывает на флаг Урдомы) красивая вещь, очень красивая вещь. Что вот для этой вещи надо? Сколько процентов в расходе всего здесь деньги? Сюда надо идея, идею претворить в жизнь надо, мозги, время, энергию, и чтоб красиво было. Чтоб это тянуло, притягивало, душу надо вложить. А деньги потом. Вот это (показывает на флаг Урдомы) – богатство, а деньги только инструмент. Вот поставим мешок денег, стоит два-три года. Если не своруют, вокруг него что-то родится? Нет. Что-то произведется? Нет. С ними надо работать, это инструмент. Как топор. Свалится дерево? Нет, конечно. Да, стопором надо поработать. И кто-то должен работать. Так и с деньгами. Деньги – это не богатство. Когда я спрашиваю: зачем вы работаете, у вас есть миллион, вам хватит на всю жизнь, потому что потребность человека не так велика, как мы все думаем, богатство не в деньгах, деньги это инструмент? Будет ответ очень простой, обманчивый. Они же не мне врут, они врут себе. И когда человек говорит кому-то, и когда он обманывает, то он плохо делает не тому, кому говорит, а плохо делает только себе. Потому что значит, что он или так понимает — это значит у него мировоззрение обманчивое, или просто умышленно себя обманывает. Он говорит, я работаю, что у меня семья, дети, я хочу, чтобы они были счастливые. Да не деньги приносят счастье, вот (показывает на флаг Урдомы) счастье приносит, тот объект, который ты создаешь. А деньги накапливать – нет, это не счастье.
Вот если сказать, что, ну вот в городе, не беру там всю страну, в городе – если бы деньги приносили счастье, то моя дочь была бы самая счастливая в том городе. К сожалению, мои деньги отнимают у нее детство. Я ее без охраны отпустить не могу, я ее на улицу не могу никуда отпустить. В школу она идет, не понимая говорит, что вы меня провожаете, я и сама дорогу знаю. Она спрашивает, удивляется – так что деньги это богатство, это счастье приносит? Нет. А вот создать вокруг твоего ребенка атмосферу благоприятную, чтоб ей выйти можно было на улицу, это надо работать с людьми, с округой, облаготворять землю, дома, здания, добрее делать людей и все другое. Вот тогда она выйдет и будет счастлива, твой ребенок. С деньгами этого не сделаешь. Работаешь с человеком, прийти поговорить с соседом, с другим. Для этого ведь денег не надо. Это просто надо хорошо создавать атмосферу, обстановку.(30:00)
…(далее — про бизнес и благотворительность)
- (56:53) У меня спрашивают всегда – какое у вас хобби?… Бизнес – это только хобби. Я уже на себя заработал. Ну, прибавь к моим 100 миллионам еще миллион или 10 миллионов. Что я буду лучше жить? Или отними от 100 миллионов 10 миллионов. Что я буду хуже жить? Нет. Не меняется уже жизнь-то. Просто хобби – ты стараешься на столько, чтобы результат был максимальный. И когда ты этим занимаешься, ты вкладываешь всю свою душу и сердце. Тогда есть результат, и тебе нравится. Так ведь? Так. И ты делаешь это ни за деньги, ни за что. Вот это и есть хобби…

Видеоролик с названием «_-Виктор-_- Пролог -…_» размещен 20.06.2017 Дмитрием Барышевым в сети интернет на странице УрдомаOnline сайта ВКонтакте. Вычисленная дата видеозаписи: День Урдомы 20.07.2002 г. Набор текста из видеоролика: С.И.Якимов, 21.06.2017.

ссылка на видеоролик: https://vk.com/urdomaonline?w=wall-29913030_64793

Темы: